Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о продлении до 3 декабря 2022 года возможности оформлять ввезенные из-за рубежа автомобили без установки системы ЭРА-ГЛОНАСС.
«Временный порядок распространяется на подержанные праворульные автомобили, приобретенные для личных нужд. Послаблением смогут воспользоваться автовладельцы, зарегистрированные на территории Дальневосточного федерального округа, а также те, кто планирует туда переехать на постоянное место жительства», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.
«Единственный доступный вариант»
Решение правительства принято по итогам рабочей поездки Михаила Мишустина на Дальний Восток. С соответствующим предложением к председателю правительства тогда обратился врио главы Хабаровского края Михаил Дегтярев. Он обратил внимание на то, что требование установки ГЛОНАСС приведет к росту цен и создаст дополнительный финансовый барьер для автомобилистов всего Дальнего Востока. «Качественные японские автомобили с пробегом и правым рулем — часто единственный доступный вариант покупки машины для дальневосточников. Поэтому считаю крайне необходимым продлить временный порядок ввоза таких авто в ДФО» — сказал Михаил Дегтярев.
Напомним, согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который действует с 2017 года, на все вновь выпускаемые, а также ввозимые в РФ автомобили должна быть установлена система ЭРА-ГЛОНАСС.
На Дальнем Востоке это требование привело к росту стоимости подержанных машин из Японии. Ввоз подержанных японских автомобилей, несмотря на значительные таможенные пошлины, очень популярен в регионе. Такие машины покупают в основном люди с невысоким уровнем достатка, а установка «кнопки» обходится в 30, а то и 40 тысяч рублей.
Продление моратория даёт жителям Дальнего Востока возможность ежегодно ввозить из-за рубежа один праворульный автомобиль для личного пользования без необходимости устанавливать в нём дополнительную систему безопасности.
Без политики и спекуляции
По мнению политолога Павла Наливайко, история с продлением моратория на систему ЭРА-ГЛОНАСС стала ещё одним важным кейсом для хабаровского врио губернатора.
«Она показывает сразу несколько моментов. Во-первых, то, что Дегтярёв умеет, и он уже неоднократно это доказывал, работать с чиновниками федерального ранга. В данном случае обычная связка с полпредством позволила решить такую больную тему для дальневосточников, причём решить оперативно, не затягивая, — приводит слова эксперта „Восток Медиа“. — Во-вторых, Дегтярёв уделяет внимание традиционно актуальным именно для Дальнего Востока проблемам, таким как автомобильная тема, в том числе импорт праворульных машин. В своё время он добился снижения транспортного налога, сейчас — продления моратория на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. На мой взгляд, для местного избирателя со своей спецификой это довольно-таки символично».
Но многие эксперты не согласны с политической подоплекой вопроса, они считают, что продление моратория — решение, которое назрело независимо от политической конъюнктуры, включая предстоящие выборы. «Первое упоминание о необходимости сохранить прежний порядок ввоза автомобилей я услышал, наверное, год назад, когда никакими выборами не пахло, — отметил координатор рабочей группы ОНФ „Защита прав автомобилистов“ Петр Шкуматов. — Соответственно, перед выборами такой вопрос, наверное, решить практически невозможно. Такие решения вызревают долго, то есть взвешиваются за и против, только потом принимаются решения. Я бы сказал, что это совпало с выборами, но не является каким-то послаблением, связанным с ними».
Работа над вопросом продолжится и после сентябрьского голосования, уверена председатель правления ассоциации «Союз транспортников Хабаровского края» Светлана Тремасова, поскольку региональные и федеральные власти должны будут найти постоянное, а не временное решение. «Надеюсь, что в этом случае Правительство РФ пойдет навстречу дальневосточникам», — добавила она.
А как полагает эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук, решение о моратории в нынешнем виде достаточно сбалансированное: с одной стороны, оно позволяет пользоваться праворульными машинами частным лицам, а с другой — предотвращает спекуляции. «То есть невозможно будет наладить поток „серых“ автомобилей из Японии, из Китая, поскольку там есть ограничения: один автомобиль в год», — пояснил он ТАСС.