Volkswagen Passat в кузове универсал в далекие 90-е годы прослыл мечтой миллионов, хотя за грубый дизайн он и получил в России меткое прозвище «крокодил». Перегонщики везли поезженные машины из Германии под заказ десятками тысяч. Сейчас времена уже не те, но «Пассат» сохранил преемственность. Посмотрим, способен ли он вернуть себе звание культовой модели.
Кручу-верчу — запутать хочу
Универсал давно продается под одним именем с седаном и еще имеет уважительное отчество Variant. Универсальный кузов любят скандинавы и немцы за его способность совмещать высокую практичность с удобствами большого автомобиля класса D. Поэтому дизайнерская мысль работает в определенном ключе. Автомобиль стали подтягивать в премиальный сегмент, оставляя по цене в прежнем народном классе. Главным инструментом трансформации инженеры посчитали сдвинутую назад кабину. Если смотреть на машину в профиль, то видно, насколько далеко расположено от переднего колеса кресло водителя. Тем самым, в Passat легко помещается двухметровый великан.
Кроме того, подобная компоновка — это намек на продольное расположение двигателя и коробки, как на премиальных сестрах из Audi. Там мотор висит над передней осью, чуть выступая вперед, а коробка сдвинута далеко в базу.
Первые «Пассаты-крокодилы» действительно заимствовали продольную платформу от премиальных Audi, но в третьем поколении переметнулись в клан «поперечников». Новый Passat по-прежнему построен на гольфовской платформе, где мотор и коробка находятся в моторном отсеке над передней осью. Сдвинуть же кабину назад помогла модульная масштабируемая платформа, специально рассчитанная на подобные выкрутасы. Ее можно тянуть в разные стороны, создавая широкие конфигурации машин — от коротких хэтчбеков до длинных представительских аппаратов. Volkswagen Passat застыл посередине.
Из Passat Variant исчез простор, зато появилась респектабельность, как в дорогом купе. Детям здесь уже не поскакать на сиденьях, весело размахивая руками. Помешает низкий потолок. Но все выглядит настолько гармонично, что хочется усесться по струнке, как на балете, и разглядывать эти математически точные линии выверенного дизайна.
Запускаю мотор, и стрелки на панели мгновенно взлетают. Как здорово, что в базовых версиях стоят аналоговые приборы. Выглядят они значительно солиднее, чем новомодные цветные экраны с множеством пестрых картинок. Люди, хоть раз покатавшиеся на Volkswagen, почувствуют себя здесь как дома. Отдана честь и традициям. К примеру, тюнер радиостанций по-прежнему выведен на отдельную крутилку справа от большого экрана. В случае пропадания станции в списке его можно повертеть, не глядя, и найти нужную частоту. Очень удобно, даже несмотря на происки конкурентов, убирающих ручной поиск в дебри меню.
Маленький, но сильный
Несмотря на исполинские размеры Passat, двигатели под капотом устанавливаются здесь исключительно маломерные и турбированные. Самым предпочтительным вариантом является 180-сильный 1,8-литровый бензиновый агрегат с 7-ступенчатым роботом. Но есть и мотор от Golf под названием 1,4 TSI мощностью 150 л.с. Вот с ним-то и удалось познакомиться во время теста.
В чем было главное отличие прежних «Пассатов» от автомобилей аналогичных размеров? Это их ярко-выраженная переднеприводность при растянутой колесной базе. Человек за рулем сидел впереди центра масс, отчего ощущал лишнюю амплитуду движений. Сколь бы много ни было в нем опций, но получить нужный эффект респектабельности не удавалось. Сейчас же ситуация изменилась кардинально. Модульная платформа позволила перекомпоновать автомобиль, убрать мотор ближе к базе, а кабину сместить назад. Центр масс пододвинулся в район подлокотника, отчего лишние колебания ушли. Комфорт при движении значительно повысился и субъективно приближается к Audi A4, где продольная компоновка силового агрегата. В Passat сразу ощущаешь себя, как в премиальном автомобиле.
Новая компоновка хорошо ощущается в поворотах. Машина закручивается в вираж, не проявляя поползновений к сносу и демонстрируя нейтральную поворачиваемость. Эта штука идеально подходит для полноприводной версии «Варианта» под названием Аlltrack. Но о нем в другой раз.
Вообще на Passat Variant шалить несолидно. Техника работает настолько слаженно и аккуратно, что боишься потревожить нежные блоки сцеплений лишними нагрузками. Чуть продавил педаль, и автомобиль выкатывается с парковки, словца королевская карета. Но при случае этот дредноут может и зажечь. Не зря же здесь стоит самая быстрая по переключениям коробка, пришедшая из мира автоспорта. Дернул рычаг в спортивный режим, ткнул пальцем в клавишу Mode на центральной панели, и на центральном экране зажигаются режимы вождения, среди которых есть и спортивный. Конечно, выглядит он странно для семейного универсала, где в приоритете максимум комфорта. Но даже семьянину полезно побегать время от времени на сухом асфальте.
150 лошадиных сил под капотом — совсем не миф. Если раскрутить турбированный мотор свыше 3000 об, то 250 Нм превращают длинный Passat Variant в «живчика». Рулится универсал отменно, а упражнение с оттормаживанием в повороте с облизыванием апекса с последующим выходом под тягой и вовсе выполняется филигранно. Но весенняя дорога все еще полна неожиданностей, и попавшая под колеса ямка отзывается тяжелым ударом по кузову. Подвеска здесь короткоходная, как у многих современных легковушек, возможны пробои. А длинная база универсала вкупе с низкой посадкой могут привести к повреждениям порогов. Инженеры провели четкую грань легковых машин с кроссоверами и предлагают страждущим защиты от бездорожья обращаться в лагерь CUV. Ну а тем, кто жить не хочет без вальяжности большого универсала, предлагается альтернатива, а именно внедорожный Variant под именем Alltrack за 2 380 000 руб.
Зато на Passat Variant очень экономичный двигатель. Ползать в пробках неделями всего на одном баке бензина очень приятно. Расход лишь ненамного превышает 10 л по городу. Ну а на дальних расстояниях 4-цилиндровый моторчик показывает потребление в 7-8 литров. Браво!
В общем, машина получилась отменная. Но при цене от 1790 000 Passat Variant попадает в нишу с сильными конкурентами. Здесь уже встречается родственный Tiguan или другие кроссоверы. Хотя ценителям универсалов подобрать достойного конкурента с аналогичным комплексом потребительских качеств даже за большие деньги трудно. Мало кто из автопроизводителей сейчас везет универсалы в Россию.
Технические характеристики Volkswagen Passat Variant
Габариты (длина / ширина / высота), мм |
4767 х 1832 х 1516 |
---|---|
Дорожный просвет |
160 |
Колёсная база, мм |
2786 |
Снаряжённая масса, кг |
1453 |
Объём багажника, л |
650 |
Тип кузова |
Универсал |
Количество дверей / посадочных мест |
5 / 5 |
Двигатель |
4-цилиндровый, рядный |
Рабочий объём, см³ |
1395 |
Максимальная мощность, л. с. / об./мин. |
150 / 5000 |
Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. |
250 / 1500 |
Трансмиссия |
7-ступенчатый робот DSG |
Привод |
Передний |
Разгон до 100 км/ч, с |
8,6 |
Макс. скорость, км/ч |
218 |
Расход топлива (смешанный), л/100 км |
5,2 |
Цена |
от 1 790 000 |