Власти России рассматривают возможность ввести налоговый вычет на покупку отечественного авто. Предполагается, что это поможет оживить спрос на продукцию российского автопрома. Однако в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считают, что пока это не та мера, которая подстегнет продажи.
С идеей предоставлять налоговый вычет на новые отечественные автомобили выступил заместитель председателя Госдумы РФ Владислав Даванков. В своем обращении он отметил, что возможности купить машину у людей стремительно уменьшаются. Так, в 2021 году россияне купили 1,67 млн новых авто, в 2022 — 680 тыс., а прогноз на 2023 год — около 800 тыс. Чтобы купить автомобиль «с нуля», нужно накопить или взять в кредит в среднем 40 зарплат, а на машину с пробегом — 20.
«При этом на конец первого полугодия 2023 года стоимость новой машины в РФ в среднем приближалась к 3-4 млн руб., а с пробегом составляла около 1,3-2 млн руб.», — отмечает автор инициативы.
Чтобы хоть как-то простимулировать спрос, предлагается предоставлять покупателям имущественный налогового вычет по налогу на доходы физических лиц за приобретение нового отечественного легкового автомобиля. С другой стороны, это отчасти поддержит отечественных производителей.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин соглашается с тем, что налоговый вычет — идея нужная. Но ощутимо повлиять на спрос она вряд ли сможет.
«Если мы пытаемся лечить пациента по имени „авторынок“, то налоговый вычет — не самая главная пилюля, которая ему сейчас нужна, — убежден эксперт. — Из-за ослабшего рубля цены на запчасти даже для отечественных машин подорожали. Утильсборы тоже выросли. Ставка ЦБ поднята до 16%, и брать кредит под 19-20% людям не интересно. На мой взгляд, в первую очередь нужно разобраться с этими вопросами».
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что нужно производить не менее 1,3 млн отечественных машин в год