Почему зимой опасно ездить на короткой машине?
В Европе большое распространение получили небольшие машины класса А, которые при относительно небольших размерах показали хорошие потребительские качества. Их можно оставить даже на небольшой свободной площадке, однако на заснеженные междугородние трассы на них лучше не выбираться. Почему?
Короткие машины
Самое главное для автомобиля на зимней дороге — это стабильность. Чем короче база, то есть расстояние между двумя осями колес, тем хуже ведет себя автомобиль на скользкой трассе, в особенности если он заднеприводный. При добавлении газа есть риск, что корма начнет рыскать, нарушая управляемость транспортного средства.
Заметные проблемы с управляемостью в гололед есть у крошечного Smart. У этой заднеприводной машинки расстояние между передней и задней осями равно 1867 мм, а колея — 1283 мм. Столь компактные размеры позволяют маневрировать в тесных пространствах и на подземных паркингах, но вот на больших скоростях, да еще и при высокой парусности короткобазной машины они могут преподнести неприятные сюрпризы.
Пропорция между базой и колеей у Smart немного превышает 1,4. Автомобиль крайне сложен в управлении, отчего на нем лучше не отправляться в дальнюю дорогу. Он проектировался не для русской зимы, а для тесных европейских городов. Самое правильное — использовать Smart для коротких поездок на работу и обратно.
Вертлявая Niva
Для внедорожников короткая база — это преимущество. К примеру, Lada Niva Legend имеет расстояние между осями в 2200 мм, а расстояние между колесами — 1400 мм. Таким образом, пропорциональное соотношение между базой и колеей — 1,57. Внедорожник получил великолепную геометрическую проходимость, и при высоте клиренса в 200 мм обладает феноменальной проходимостью.
Однако на скользкой трассе Lada Niva тоже неустойчива. Если появляется колея, то корма начинает подруливать, метаться из стороны в сторону, из-за чего водитель может потерять контроль над машиной. Именно поэтому на Lada Niva лучше не разгоняться слишком быстро.
Длинный универсал
А вот седаны с более длинным кузовом стабильнее на скользкой дороге. К примеру, Chevrolet Cobalt располагает колесной базой в 2620 мм при колее в 1509 мм. Пропорциональное отношение базы к колее у него 1,74. Автомобиль лучше ведет себя на снежной колее и стабильнее стоит в поворотах.
Для машин, рассчитанных на высокие скорости, инженеры стараются делать базу длиннее. Например, у универсала Volkswagen Passat база составляет немалые 2712 мм, а колея — 1550 мм. В итоге пропорциональное соотношение приближается к 1,75, из-за чего автомобиль показывает на прямиках феноменальную стабильность. Универсал меньше реагирует на колею и прекрасно ведет себя в поворотах. Но главное — длинный универсал способен с легкостью преодолевать снежные наносы между полос и стабильно движется по рыхлому снегу. Причиной тому — длинная база.
В общем, для поездок зимой необходим длинный автомобиль с длинной базой и широко расставленными колесами, пропорциональное соотношение между которыми превышает значение 1,7. Оптимальной базой для легковых массовых автомобилей сегмента B и C является 2600-2700 мм. Именно ее можно встретить у некогда популярных Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, KIA RIO и пр. А у полноприводных универсалов повышенной проходимости и у больших внедорожников база достигает 2800 мм, что делает их самыми лучшими машинами для снежной зимы.