Почему в холода из бензобака слышно шипение?
Сильные морозы заставляют автомобиль вести себя необычно. Больше появляется скрипов, иногда из-под капота доносится свист неразогретых ремней, а при посещении АЗС водители сталкиваются со странным шипением бензобака. При открытии крышки горловина начинает всасывать воздух. Видно, что внутри образовалось пониженное давление, которое и вызывает поток воздуха. Свидетельствует ли этот эффект о какой-то неисправности или так все и должно быть?
Раньше автомобили сильно пахли горючим. На остановках и даже в пути в салоне ощущался устойчивый неприятный запах. Причиной тому была вентиляция резервуара.
Дело в том, что топливо сильно испаряется, и внутри бака растет давление, которое может препятствовать работе системы питания двигателя.
В процессе эксплуатации температура внутри бака изменяется. В холодные зимы перепады температур могут достигать 20 градусов. Мороз сменяется нагреванием топлива от кабины во время движения. Объем паров топлива увеличивается, и по всем законам физики нарастает давление. Чтобы компенсировать его, и была применена вентиляции топливного бака. Раньше она просто выбрасывала избыточные пары в атмосферу. Однако с внедрением жестких экологических стандартов это уже запрещено. В автомобили стали внедряться абсорберы и фильтры для очистки паров.
Работает современная система вентиляции бензобака следующим образом. Датчик давления контролирует давление паров бензина внутри бака и при необходимости подает сигналы в примитивный блок управления, выдающий команды на задействование клапана вентиляции. Правда, пары теперь не выбрасываются в атмосферу напрямую, а проходят через систему очистки.
При заглушенном моторе часть паров улавливается сепаратором и перед тем, как оказаться на улице, проходит через фильтрующий элемент, а именно через большую банку по типу военного противогаза, в которой содержится угольный порошок в крупных гранулах.
Электромагнитный клапан служит для переключения режимов улавливания паров бензина.
При работающем двигателе пары направляются в систему впрыска топлива, а именно во впускной коллектор.
Система имеет также гравитационный датчик, который используется для определения положения кузова. Если автомобиль перевернулся во время ДТП, то гравитационный клапан запирает вентиляционные отверстия для предотвращения протечек.
Однако в холода из-за появившегося конденсата, который замерзает в морозы, а также из-за иных отложений на старых машинах клапаны бензобака могут заедать. Давление уже не выравнивается, и система подачи топлива может испытывать трудности.
Признаки неисправности клапана адсорбера
- При открытии крышки бака для заправки слышны свист и шипение, как будто воздух всасывается внутрь.
- Примерно после 5-10 минут работы мотора начинают «плавать» его обороты.
- На ходу машина не развивает привычной тяги, словно убрали 10-15% мощности двигателя.
- Топливомер показывает недостоверную информацию о количестве топлива в баке.
- Увеличивается расход бензина.
Иногда может забиваться не клапан, а банка с активированным углем. Ее можно заменить или разобрать и просушить. После нехитрой процедуры фильтр вновь сможет работать.
В общем, безобидная на первый взгляд неисправность клапана в бензобаке может обернуться неприятностями для автомобилиста. Предупредить хозяина об угрозе может шипение из горловины. Хотя при единичных явлениях спешить в мастерскую не стоит. Замерзший клапан может освободиться самостоятельно. А вот при систематическом повторении шипения и при наблюдающихся проблемах с работой мотора затягивать с посещением мастерской не следует.