22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащённые специальными счётчиками. Извозчики назвали счётчик «таксиметр» — от французского «такс» («плата») и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а его водителей — таксистами.
Английские кэбы
В современной Англии знаменитые на весь мир чёрные такси — кэбы — считаются одним из символов страны.
В Великобритании есть два разных класса такси. Чёрные кэбы рассчитаны на привилегированный класс. Машинам, которые вмещают до пяти человек, выделены специальные полосы на дороге. На таких автомобилях вряд ли можно опоздать, но стоимость говорит сама за себя. Их разбавляют более экономные миникэбы с рекламными принтами на кузове, которые работают только на заказ по телефону и не могут сажать пассажиров с улицы.
Город такси — Нью-Йорк
Жёлтые машины с шашками — неотъемлемый стиль Нью-Йорка. Мегаполис считается рекордсменом по количеству индивидуального городского транспорта. Это объясняется тем, что таксистам здесь разрешается работать, только подбирая людей по ходу движения. Вызвать такси, как в других странах, здесь нереально, его можно только поймать.
Есть у американских таксистов и сходство с российскими: они плохо разговаривают на английском языке (большинство — эмигранты) и часто нарушают ПДД. Пассажиры едут только на заднем сидении, причём зона водителя отгорожена специальной прозрачной перегородкой с окном.
Греция: «осликовое» такси
Для многих таксистов главная тема для разговоров — это не то, кого они подвозили, а то, что забыли в салоне их пассажиры.
Греческие таксисты прославились честностью во время XXVIII летних Олимпийских игр. В 2004 году голландский гребец Саймон Дидерик забыл свою серебряную медаль в одной из машин. Афинский таксист Иоаннис Завос нашёл награду в своём автомобиле и незамедлительно сообщил об этом. Олимпийский комитет наградил водителя, защитившего честь своей профессии и всей страны.
В Греции, помимо обычных такси, есть особенные — «осликовые». Они работают в столице острова Санторини — Фира. Транспорт и водитель тут два в одном. Всё дело в том, что на острове движение осуществляется в основном снизу вверх по лестнице-серпантину. Такой путь автомобилям не под силу, а вот для ослика — в самый раз.
Германия: педантичные «извозчики»
Немецкая любовь к порядку распространяется и на такси. Салоны машин в Германии всегда идеально чистые, а водители — галантные и спокойные. Обслуживают пассажиров преимущественно Mercedes Е-класса с дизельным мотором. Для того чтобы стать таксистом в Германии, необходимо пройти медицинское освидетельствование, сдать психологические тесты и пройти испытание по знанию города и его «захолустий».
Франция: таксист — это звучит гордо
Во Франции машины ничем не примечательны, единственное, что их выделяет из толпы, — это белая пластмассовая коробка на крыше. Если она подсвечивается лампами, значит, такси свободно.
В этой стране зваться таксистом — это гордость. Всё дело в том, что получить лицензию на таксомоторную деятельность практически невозможно. По законодательству страны, во Франции должно быть ровно 17 200 машин и без отклонений в плюс или минус. Чтобы получить лицензию, нужно простоять в очереди 15–20 лет. Поэтому обладатели лицензии готовы продать её за огромную сумму, которая обеспечит им дальнейшую жизнь без работы.
Два года назад в Париже торжественно отметили 100-летие легендарной страницы Первой мировой войны — «марша такси». Осенью 1914 года французские военные попросили таксистов перебросить подкрепление — солдат на линию фронта, чтобы остановить надвигавшиеся к Парижу немецкие войска. За одну ночь 1200 водителей доставили в пункт назначения 6,5 тысяч бойцов. Противник был сломлен, а о таксистах писали: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы».
Италия: такси на воде
В итальянской Венеции пользуются водным такси — гондолами. Изначально лодки были разных цветов с богатой отделкой, но после чумы в XVI веке, во время которой пришлось перевозить погибших, как дань трауру все гондолы перекрасили в чёрный цвет.
Как и много лет назад, сейчас — это основной вид транспорта в городе, так как автомобилей на улицах нет. Зато практически у каждого есть своя лодка или катер. Чтобы прокатиться на гондоле, следует заплатить её «водителю» — гондольеру. Ночные поездки оплачиваются по двойной цене.
Бразилия и Австралия: воздушное такси
В Бразилии распространено летающее такси. Несмотря на высокую стоимость, популярность маленьких самолётов или малолитражных вертолётов очень высока. Это обусловлено частыми пробками по всему городу.
Уровень жизни австралийцев позволяет заказывать воздушное такси довольно часто. К тому же это оправдано преодолеваемыми расстояниями и скоростью движения.
А австралийские наземные таксисты обязаны по закону возить с собой охапку сена. Нарушители могут быть оштрафованы. Закон был принят во времена извозчиков, которые могли накормить уставшее и голодное животное припасённым сеном. С тех пор документ ждёт правок, а бремя возить траву лежит на таксистах.
Вьетнам: слон
Одно из самых необычных такси во Вьетнаме — там вам предложат добраться до места назначения на слоне.
Япония: со всеми удобствами
В Японии такси имеет свои правила: если на машине горит зелёный свет — занято, красный — свободно. В машине перевозят не более 3 человек. В каждом автомобиле есть видеодвойка, холодильник с минибаром и кондиционер. Японские таксисты сплошь одеты в униформу с логотипом компании, осуществляющей перевозки. Они откроют вам дверь перед посадкой и не будут надоедать разговорами.
Таиланд и Индия: тук-тук
В Таиланде и Индии такси именуется «тук-тук». Их можно узнать сразу: это авто без дверей, боковых стен, с лавочками или креслами внутри. Можно прокатиться с ветерком.
ОАЭ: женское такси
В Объединённых Арабских Эмиратах таксисты всегда одеты в специальную форму. Абсолютно все машины снабжены кондиционерами или климат-контролем. На автобусах в этой стране передвигаются только самые бедные люди.
Недавно в ОАЭ появилось женское такси, машины выкрашены в розовый цвет, а водителями работают, соответственно, женщины. Учитывая особенности местного менталитета и культуры, в арабских странах воспользоваться услугами женского такси могут только представительницы слабого пола.