Правительство готовит законопроект о разрешении выпуска автомобилей экологического класса «Евро-2». Документ призван упростить требования к автомобилям, «выпускаемым в особый период», и предполагает существенное снижение требований к экологическим показателям двигателей. Такие радикальные послабления вызваны перебоями с поставками электронных блоков управления и иных электронных систем, регулирующих системы впрыска. Для продолжения выпуска транспортных средств предложено отказаться от дорогой и сложной иностранной аппаратуры и перейти на менее экологичные отечественные аналоги. Как пишет «Коммерсант», сейчас документ уже находится в аппарате правительства и проходит заключительные правки. Значит ли это, что на автомобилях можно будет удалять катализаторы, ставить карбюраторы и перешивать моторы под менее экологичные программы управления?
Упрощение конструкции
Сейчас, согласно действующему техрегламенту Таможенного союза, все выпускаемые на рынок машины должны соответствовать классу «Евро-5» и выше. Однако в последнее время возникли сложности с производством современных систем впрыска. Перебои в производстве наблюдаются после приостановки поставок в Россию систем управления двигателем фирмы Bosch, которые регулируют в том числе мощность и уровень выбросов. Заменить их быстро фактически нечем, из-за чего предлагается перейти на отечественные системы впрыска бензина. Правда, они могут обеспечить только уровень выбросов низших классов. В рамках «особого порядка» предполагается, что для легковых машин, коммерческих фургонов LCV и грузовиков с бензиновыми двигателями экологический класс может быть любым — начиная с «Евро-0». А это значит, что в крайних случаях заводы получат возможность устанавливать даже карбюраторы. По данным «Коммерсант», «Камаз» уже начал выпуск грузовиков с альтернативными системами на уровне «Евро-2». На складских площадях предприятия стоят около 5 тысяч новых автомобилей, которые пока не могут выйти на рынок из-за законодательных запретов.
Как только документ будет подготовлен правительством, эти автомобили смогут оказаться на дорогах общего пользования. Такая же ситуация сложилась и на других заводах. АвтоВАЗ и группа ГАЗ рассматривают возможность выпуска транспортных средств со старыми системами управления двигателем и подачи топлива в течение особого периода. При этом срок особого периода называется до конца декабря 2022 года с возможностью пролонгации в зависимости от международной обстановки.
Возможно, что после истечения этого периода и возобновления поставок необходимых электронных систем впрыска из-за рубежа или благодаря запуску их серийного производства внутри России, собранные в 2022 году автомобили смогут быть переоборудованы под современные стандарты. Опыт такой практики уже есть. В прошлом году в связи с перебоями поставок электронных чипов предлагалось выпускать автомобили без мультимедийных установок и без блоков спутниковой системы спасения. Автовладельцам предлагалось затем приехать в дилерские центры и в рамках бесплатных сервисных акций установить недостающие опции на автомобиль.
Для многих покупателей инициатива правительства будет означать снижение стоимости машин, которые не получат дорогих импортных комплектующих. Кроме того, рассматривается возможность выпуска машин в «голых» комплектациях без антиблокировочных систем тормозов Bosch и без систем стабилизации.
Катализаторы остаются
Нужно отметить, что послабления по экологическим требованиям не касаются уже выпущенных и проданных легковых автомобилей. В документе прописано, что использование каталитических нейтрализаторов в системе выхлопа остается обязательным условием, потому как перебоев в их поставках не наблюдается.
Нельзя удалять катализаторы и на купленных машинах, потому как это будет считаться изменением конструкции транспортного средства. Такая процедура должна утверждаться в ГИБДД и в специализированных технических центрах. При этом технический регламент запрещает подобные изменения. Катализатор необходим, чтобы дожигать вредные пары в выхлопных газах.
Остается под запретом и гаражный тюнинг, который предусматривает перепрошивку блока управления двигателем с «Евро-5» до «Евро-2». Некоторые мастера при удалении каталитического нейтрализатора переводили силовой агрегат в менее экологичный режим, чтобы повысить мощность и крутящий момент.
Экологические стандарты
Экологические стандарты Евросоюза были приняты в России в 2002 году. Тогда был запрещен выпуск автомобилей с выхлопом менее «Евро-2». Он просуществовал до 1 января 2008 года, когда автопром перешел на «Евро-3». С тех пор производство карбюраторных машин было запрещено, и отечественные заводы стали закупать системы впрыска Bosch. Этот стандарт действовал до 31 декабря 2012 года, после чего уступил место «Евро-4». В это время произошла технологическая революция нефтеперерабатывающих заводов, которые перешли на выпуск экологического топлива, отвечающего требованиям современных двигателей. Экологический класс «Евро-5» был введен в России 1 января 2016 года и действует до сих пор.