Опасно ли хранить колеса в сборе?
Многие автомобилисты покупают для зимней эксплуатации дополнительный комплект дисков, чтобы не портить резину многократными сезонными перебортировками. После установки зимних покрышек на штамповках летние колеса с красивыми литыми дисками отправляются в специлизированные ангары. Есть ли для колес в сборе особые условия хранения и насколько для летней резины вредно стоять на стеллажах полгода?
Стеллажи на складе
Технология хранения автомобильных шин строго регламентирована и занесена в технический стандарт. В России действует ГОСТ Р 54266 — 2010 под незамысловатым названием «Шины пневматические. Упаковка, транспортировка и хранение». Именно там прописан порядок организации ангаров для складирования шин и установки стеллажей. Эти же правила можно использовать и для личных шин.
Нередко для хранения колес в сборе автомобилисты прибегают к услугам специализированных складов при магазинах автозапчастей. Аренда места стоит примерно 2-3 тысячи рублей за сезон. В ангарах установлены деревянные или металлические стеллажи, где до этого хранились новые покрышки, распроданные перед наступившим сезоном. На них и устанавливают шины.
Работники складов обычно устанавливают колеса в сборе на места хранения, предназначенные для покрышек без дисков. Если сделать работникам склада замечание, то они обычно оправдываются тем, что не могут переделывать стеллажи под колеса, потому что это дорого. По их мнению, колесо с диском тоже может храниться аналогичным образом. Однако это не так.
Колесо слишком тяжелое, чтобы пять-шесть месяцев стоять на ребрах стеллажа. Легкосплавный диск сильно давит на резину, и металлические или деревянные ребра только усиливают эту нагрузку. Они впиваются в протектор острыми гранями, и на верхнем слое появляются вмятины. Но, главное, резина застаивается и теряет форму. Если установить ее обратно на автомобиль, то возможны проблемы с балансировкой. Водитель будет ощущать биение при движении.
Как правильно хранить колеса с дисками?
Заглянем в ГОСТ и посмотрим на пункт 6.4, который гласит: «Крупногабаритные шины, смонтированные на ободья, хранят в горизонтальном положении». То есть их можно укладывать стопкой по 4 штуки. Кроме того, перед отправкой на хранение из колеса необходимо стравить воздух. По требованиям п. 6.4 ГОСТа, колеса должны иметь внутреннее давление 80-100 кПа (0,8-1,0 атм) для снижения долговременной нагрузки.
Однако не каждый склад будет устраивать такие пирамиды, потому что они загромождают пространство. Поэтому хранить колеса в сборе лучше у себя в гараже или в подвальной кладовой, где есть свободное место.
При этом надо помнить, что, в соответствии с пунктом 6.10, допускается хранить шины на открытом воздухе не более одного месяца. Шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий, в том числе солнца, влаги и пыли. Оптимальным температурным режимом для хранения шин считается диапазон от +10 до +25 градусов при влажности в пределах 50-60%. Помещение должно быть сухим и хорошо проветриваться.
Главный враг резины — ультрафиолет. Со временем он меняет структуру материала, снижает эластичность и приводит к растрескиванию. Потому на открытом солнце шины оставлять нежелательно. Можно купить и специальные чехлы по цене около 2000 рублей или пакеты за 100 рублей, а перед тем как упаковать шины в чехлы, резину потребуется тщательно вымыть: дорожная грязь и масло ускоряют разложение . Вода также удаляет вредную для здоровья шинную пыль.
Если стопку колес ставить некуда, то их можно подвесить на крюках к потолку гаража. Крюк цепляется за металлический диск и упирается в обод. В этом случае шина не испытывает нагрузок и сохраняет форму. Висеть так колеса могут бесконечно долго.
Без дисков шины подвешивать категорически нельзя. Это приведет к их деформации, а значит, к плохой герметизации на диске.
Нельзя оставлять покрышки в общественных местах, в коридорах, на лестничных клетках или на чердаках, равно как и в квартире. Такой метод хранения противоречит правилам пожарной безопасности. Кроме этого, резина во время хранения выделяет ядовитый фенол и неприятные запахи, а пыль с продуктами распада резины является канцерогеном.