Слухи о прекращении производства Datsun в России ходили с 2019 года. Уже тогда агентство Reuters, ссылаясь на собственные источники, сообщало о планах Nissan отказаться от убыточных брендов и сконцентрировать усилия на продажах в США и Китае. В начале этого года японское агентство Nikkei распространило информацию о скором завершении продажи машин под брендом Datsun. Несмотря на опровержения российского офиса компании, в мае Bloomberg раскрыл информацию о ближайшей реструктуризации Datsun. И вот сейчас было распространено официальное заявление Nissan.
Новая стратегия
Как значится в официальном релизе компании, «в рамках новой стратегии, направленной на дальнейшее развитие и укрепление бренда Nissan, принято решение о завершении производства автомобилей под брендом Datsun на заводе АО „Автоваз“ в Тольятти в декабре 2020 года».
Компания собирается консолидировать ресурсы для продвижения автомобилей под привычным брендом Nissan. Главной движущей силой для реализации плана станут производственные мощности в Санкт-Петербурге, а также деятельность Исследовательского центра Nissan. Согласно глобальной стратегии бренда, в ближайшие годы Nissan рассматривает возможность вывести на российский рынок новый электрический автомобиль.
Как завил вице-президент Nissan Франк Торрес, отвечающий за операции Nissan в России, компания намерена оставаться активным участником российского рынка и продолжать инвестиции.
Перелицованная LADA
Решение о закрытии бренда Datsun не стало неожиданностью как для сотрудников Nissan, так и для клиентов. Дело в том, что производство седана on-DO и хэтчбека mi-DO производилось в кооперации с «АвтоВАЗом», который вошел в альянс Renault-Nissan. Соглашение, заключенное с руководством в Тольятти, предполагало использование уже функционирующего конвейера для выпуска машин. Фактически седан on-DO и хэтчбек mi-DO были немного адаптированными моделями «Гранта» и «Калина» прошлого поколения, которые получали новый облик, иные настройки трансмиссии, двигателя и рулевого управления.
Специалисты Исследовательского центра Nissan в Санкт-Петербурге разработали несколько пакетов усовершенствований, благодаря чему Datsun воспринимался российскими автомобилистами как хорошо укомплектованная и «доведенная до ума» LADA. Российские покупатели встретили их очень хорошо, и с момента запуска продаж в 2014 году бренд вошел в двадцатку самых популярных в стране.
Усиление конкуренции
Однако разразившийся скандал с отставкой влиятельного председателя совета директоров альянса Renault-Nissan Карлоса Гона и недвусмысленное поведение японской стороны во время расследования выдвинутых против него обвинений охладили взаимоотношения внутри альянса. Концерн Renault, крупнейший акционер «АвтоВАЗа», фактически осуществляющий руководство предприятием, стал клониться к обособлению. Тольяттинцы обновили модельную линейку, провели колоссальную работу по улучшению качества продукции, всерьез взялись за доработку моделей «Гранта», которые поставлялись для Datsun, и в какой-то момент оказалось, что LADA уже предлагает более конкурентоспособную продукцию, чем Nissan-Datsun.
Седан on-DO и хэтчбек mi-DO проигрывали конкурентную борьбу. Новое соглашение французское руководство заключать в ущерб себе не спешило, и Nissan-Datsun был вынужден искать иные пути развития бизнеса.
Datsun будет жить
Между тем решение о завершении продаж Datsun в России не затрагивает другие рынки, на которых представлен бренд. В Индии и Южной Африке он продолжит присутствовать, правда, там реализуются совсем другие модели.
Что же касается судьбы уже проданных и продающихся автомобилей on-DO и mi-DO, то они продолжат обслуживаться через сеть официальных сервисных центров Nissan, авторизованных для работы с Datsun.