В Госдуму внесен законопроект, обязывающий дилеров продавать автомобили по рекомендованной производителем цене.
Рекомендованная розничная цена — опробованный механизм сдерживания продавцов от ценового произвола. Одной из проблемных сфер с накручиванием стоимости на пустом месте давно стала автомобильная отрасль. Каждый салон сейчас вправе установить на машину ту стоимость, которую посчитает нужной, при этом «добивая» машину дополнениями, которые при отдельной покупке будут стоит в разы дешевле. Так, машина, рекомендованную стоимость которой установил производитель, может стоить 1 млн, а продаваться по факту за 1,5 или даже 2 млн.
Автоэксперт и юрист Игорь Стеблинов объяснил, что внесенный на рассмотрение ГД законопроект направлен на то, чтобы поумерить пыл автодилеров, которые в течение последних лет пяти-семи продавали авто по завышенным ценам, навязывая при этом разные допы.
«Инициатива предлагает реализацию машин дилерами по рекомендованной цене производителя или поставщика, почти как с ценами на сигареты, которые печатают на пачках. Некоторые автоконцерны уже пытались бороться с охамевшими дилерами, запуская продажи напрямую. Такие были у Хёндэ — они продавали машины через сайт, по сути — просто предзаказ, но это было сложно, у нас даже люди делали специальные приложения, чтобы отслеживать доступные машины», — рассказал он.
Эксперт обратил внимание и на то, что во внесенном законопроекте есть попытка переломить ситуацию с теми самыми скандальными «допами» по завышенным ценам.
«Согласно нововведению, машина будет продаваться «как есть», а уже после передачи права собственности дилер сможет предлагать какие-то дополнительные услуги и оборудование. То есть нельзя по идее будет поставить вопрос ребром: либо берете коврики за 50 тысяч, либо не покупаете машину совсем. Допоборудование на непроданные машины не будут ставить заранее. Для обычных людей это может сделать покупку новых машин выгоднее, потому что реальные цены от рекомендованных сейчас отличаются на сотни тысяч, а то и на миллионы», — добавил Стеблинов.
Он отметил, что нововведение будет выгодно не только покупателям, но и производителям автомобилей. Но только тем, кто работает «в белую», сказал эксперт.
«Для автоконцернов это только в плюс тоже, они и так искали способы продавать авто в обход посредников. При прямой продаже им важны объёмы по той самой РРЦ, так что им законопроект больно сделать не должен. Хотя знаю, что есть у нас «серые» схемы, где компании (или скорее отдельные их представители) зарабатывают вместе с дилерами, но это уже все вне правового поля совсем», — заключил он.