Начиналось все очень прозаически. Когда Америку захлестнула волна протестного рок-н-ролл движения, а богатые и знаменитые стали воспевать «Феррари», «Порше» и «Мерседес-Бенц Крыло Чайки», американским производителям пришлось крепко задуматься над созданием машины, которая могла бы потягаться с набирающими популярность спорткарами. Требовался такой автомобиль, который бы на волне романтического культа скорости, пропагандируемого мотоциклетными сообществами, смог бы подарить веселящую сердце динамику и быть одновременно доступным для широких масс граждан. Задача казалась труднореализуемой, но инженеры Ford взялись за дело.
Тайна имени
В начале 60-х годов компания выпускала две мощные модели Falcon и Thunderbird. Их и решили взять за основу для разработки новой машины. Платформа от Falcon позволила сократить издержки, а техническая начинка бралась с Thunderbird. Первый концептуальный образец двухместного спорткара выкатился из ворот дизайнерской лаборатории в 1963 году и получил рабочее название «1964 12», а в марте следующего года с конвейера сошли первые тестовые экземпляры настоящего Mustang, которые были представлены общественности 17 апреля на автосалоне в Нью-Йорке.
Спортивное купе отличалось необычными для Америки формами, в которых прослеживались итальянские мотивы и чувствовалась рука именитых мастеров из Турина, однако о сотрудничестве с кузовными ателье тогда предпочитали не сообщать покупателям. За счет готовой платформы от Falcon удалось значительно снизить цену, а простая конструкция позволяла покупателям не зависеть от дорогих сервисных станций. Машина тут же вызвала восторженные оценки и люди потянулись к продавцам за новой мечтой. В общем, это был успех.
Интересна история с выбором имени для спортивной машины. По воспоминаниям управляющего директора Ford Ли Якокки, для прототипа предлагалось несколько имен. Генри Форд (внук Генри Форда старшего и президент компании) хотел назвать его T-Bird II. Дизайнеры протестовали и предложили другие варианты, а именно Monte Carlo, Monaco, Torino и Cougar. Сначала художники склонялись к кошачьей теме и даже изобразили Когуара (пуму) на эмблеме. Затем переметнулись к Torino в честь промышленного Турина в Италии, где создавались лучшие на тот момент спорткары, тем более что работали над кузовом, в том числе, и итальянские мастера.
В общем, название Torino уже утвердили и готовили рекламную компанию, но в последний момент в прессе всплыла информация об итальянской любовнице Генри Форда и от итальянского имени в названии американской машины пришлось отказаться, чтобы не вызывать нежелательных кривотолков.
В итоге, очень спешно стали думать о замене. Вспомнили о прославленных истребителях Второй мировой войны и запустили Mustang в серию. Уже позднее имя немного скорректировали, попытавшись связать его с дикой лошадью. И легенда заиграла новыми красками.
Первый Mustang в кузове купе поступил в продажу в 1964 году сразу после премьеры, стоил в базовой комплектации 2368 долларов, что аналогично современным 18500 долларам. В течение года автомобиль разошелся тиражом в 1 млн экземпляров. В 1965 годы появился кабриолет, а через два года в 1967 году начал производиться фестбэк, то есть машина с укороченной кормой и каплевидным кузовом. Этот тип кузова получил множество заряженных модификаций и считается самым востребованным среди коллекционеров.
Звездный Шелби
Комплектации автомобили и по сей день вызывают уважение. В базовой версии предлагался 6-цилиндровый рядный бензиновый двигатель объемом 2,8 литра, который развивал мощность в 102 л.с.. Вместе с механической коробкой передач машина могла разгоняться до 150 км/ч.
Тормоза у Mustang были барабанными на всех колесах, вакуумный усилитель отсутствовал и приходилось хорошо работать ногами, чтобы давить на «каменную» педаль.
Mustang 1966 модельного года стал комплектоваться уже 120-сильным двигателем объемом 3,2 литра, который существенно прибавил динамики и 3-ступенчатым автоматом. Между тем, опционально продавались более серьезные агрегаты, а именно моторы V8 мощностью от 200 до 271 л.с.
За весь период производства с 1964 по 1973 голы на Mustang ставилось 13 модификаций бензиновых двигателей, в том числе 3 вида рядных 6-цилиндровых моторов, а также 10 вариантов V-образных «восьмерок» различной мощности, литража и форсировки.
Самой известной спецверсией машины считается Ford Mustang Shelby GT с V-образным 8-цилиндровым 380-сильным мотором, который комплектовался 3-ступенчатой автоматической трансмиссией. Этот автомобиль появился в 1966 году для удовлетворения спроса самой искушенной публики.
В шестидесятые годы в Америке взошла звезда автогонщика Кэрролла Шелби, который выиграл несколько национальных кубков и стал чемпионом гонок на выносливость в Ле-Мане в 1952 году. После завершения карьеры в 1962 году он основал свое тюнинг-ателье для производства спортивных автомобилей. В 1965 году Генри Форд Младший предложил ему создать совместный автомобиль и закипела работа.
Кэрролл Шелби растачивает фордовский V8, меняет систему питания и добивается прироста мощности в 30%. В итоге силовой агрегат начинает выдавать 380 л.с. Кроме того, меняются барабанные тормоза на дисковые, ставится вакуумный усилитель, перебирается подвеска с использованием мощных стабилизаторов. На выбор владельца на машину устанавливалась механическая 4-ступенчатая коробка или 3-ступенчатый гидроавтомат. Чтобы отличаться от серийных автомобилей Mustang Shelby GT получил две продольных полосы через весь кузов.
Mustang Shelby GT не раз снимался в кино, получил признание у многих знаменитостей и благодаря этому приобрел легендарный статус.
Возрождение легенды
Выпуск первого поколения Ford Mustang продолжался до 1973 года, а затем вышло второе поколение модели. Машина оказалась неудачной. Ее неказистый ломаный облик от итальянского дизайнера Алессандро де Томасо и непропорциональный багажник диссонировали с обликом классического Mustang. Производители рассчитывали, что просчеты в дизайне будут компенсироваться неплохой технической частью. Однако машина даже при компактных размерах не вызывала удовольствия у драйверов. Продажи начали падать и за пять лет с 1973 до 1978 года было продано около 1,1 миллиона машин. А дальше грянул топливный кризис, и автопроизводители пережили настоящее потрясение. Количество ценителей V-образных «восьмерок» с каждым месяцем сокращалось. Эпоха Ford Mustang закончилась.
Конечно, компания Ford не перестала производить спорткар и на свет появлялись третье и четвертое поколения машины, но они уже не имели той уникальной харизмы, что была присуще их прародителю. Во внешности и по динамическим характеристикам американцы стали подражать японцам и растеряли былое великолепие.
Возрождение легенды произошло много позже. Почти 40 лет спустя Ford взял курс на «ретро-футуризм». Под руководством Главного инженера Хау Тай-Танга (Hau Thai-Tang) и дизайнера Сида Рамнареса (Sid Ramnarace) был подготовлен «фастбэк», с заметными чертами из 60-х годов.
Американские мечты: 10 самых известных автомобилей Ford
Американские мечты: 10 самых известных автомобилей Ford
Машина имела неплохие 380-сильные V6 под капотом. Ну а версия Shelby GT500 была вооружена уже 550-сильным мотором. Как и прежде при невысокой цене и внешней простоте Ford Mustang вновь мог поспорить с именитыми немецкими спорткарами в гонках на четверть мили.
В 2014 году началось производство уже нового Ford Mustang шестого поколения, а в январе 2019 года представлен очередной Mustang Shelby GT 500 с 5,2-литровым бензиновым V8 с 2,65-литровым приводным нагнетателем Roots. Мощность двигателя составляет уже 700 лошадиных сил.
В общем, возрожденная легенда продолжает жить, и вместе с ней Ford Mustang.