2494

Короны, самолёты и русские в истории автомобильной компании SAAB

Есть такие производители, при упоминании которых возникают совершенно стойкие ассоциации. Шведский SAAB относится к их числу. За почти 70 лет своего существования марка выпустила более 3 миллионов автомобилей и внедрила множество решений, которые сделали их быстрее и безопаснее. И несмотря на переживаемые компанией трудности, её техника ценится до сих пор.

От корон к буквам

Изначально компания, ставшая вторым производителем автомобилей в Швеции, занималась самолётами. И не абы какими, а истребителями и бомбардировщиками для военно-воздушных сил королевства. Она называлась Svenska Aeroplan Aktiebolaget (шведская самолётная компания), аббревиатура — SAAB. Правительственное участие в создании фирмы отразилось на её логотипе, получившем три короны, как и на гербе государства. После войны, когда самолёты в больших количествах перестали быть нужны армии, было принято решение переоборудовать производство под выпуск автомобилей. С потерей госзаказа была изменена и символика компании.

С 1946 года логотип содержал изображение пикирующего поршневого самолёта и надпись SAAB. Их различные сочетания использовались до 1984 года. Даже слияние двух шведских компаний: Saab Aktiebolag и Aktiebolag Scania-Vabis — в 1969 году не повлияло на эмблему. К давней истории марка вернулась только в середине 80-х, и главным элементом логотипа стал грифон — символ графства Skane, которое по-латыни пишется как Scania. Грузовики и самолёты до сих пор используют изображение этого мифического зверя, а автомобильному направлению осталась только надпись — SAAB.

Авиационный дизайн в автомобилях

То, что над первым автомобилем SAAB работали авиационные конструкторы, сказалось буквально на всём. Они не были ориентированы на разработки других компаний и делали машину буквально с чистого листа. Во-первых, она имела потрясающую аэродинамику. Коэффициент лобового сопротивления машины тогда составлял 0,33 — не все современные автомобили могут показать такой же результат. Во-вторых, она имела очень прочный каркас, ведь были применены лучшие разработки из области безопасности самолётов. Это был один из первых автомобилей с несущим кузовом. В-третьих, его двухтактный 0,8-литровый 25-сильный термосифоновый двигатель имел поперечное расположение. И даже тёмно-зелёный цвет достался SAAB от самолётов — использовались оставшиеся после войны запасы краски.

Занимательная нумерология

Первый прототип автомобиля SAAB был сделан в 1946 году и имел номер 92001. Первые две цифры были продолжением авиационного ряда изделий, а индекс 001 был присвоен самому первому автомобилю. Но прототип имел несколько недостатков, и 10 июня 1947 года появился его усовершенствованный вариант 92002. Именно этот автомобиль стал основой для серийной модели, выпуск которой начался в декабре 1949 года и завершился только в 1956-м.

SAAB 92001
SAAB 92001. Фото: Commons.wikimedia.org / JeLuF - de.Wikipedia.org

Из серии 90-х было в разные годы выпущено всего 7 автомобилей. Причём спортивные версии вместо цифрового обозначения носили имена собственные. Так, например, купе Sonett, выпускавшееся с 1955 года, носило индекс 94. У некоторых моделей в названии к цифрам добавлялись и другие обозначения: SAAB 93750 Gran Turismo (стал первым серийным спортивным автомобилем компании) или SAAB 99 Combi Cupe. Когда закончились двузначные индексы, компания перешла на три цифры, но не отказалась от первой «9». Это случилось в 1978 году с появлением SAAB 900. Исключение было сделано лишь для SAAB 90, который был выпущен в 1984 и продавался только на внутреннем рынке. В 1988 году в модельной линейке появляется седан с индексом 9000. Последние современные автомобили, выпущенные компанией, назывались 9-3 и 9-5.

SAAB 94
SAAB 94. Фото: Commons.wikimedia.org / Saab History

Безопасность превыше всего

Авиационный подход при создании автомобилей SAAB оставался таким долгое время. Сказывалось это и на технологиях. Автомобили 60-х годов оснащались дисковыми тормозами, которые в это время использовались в основном в автоспорте. SAAB Sonett III 1970 года стал первым автомобилем компании, рычаг переключения передач которого располагался на полу. В 1976 году SAAB впервые в мире оснащает серийные машины турбонаддувом.

Но основной упор делался на безопасность, причём во всех её проявлениях. В 1957 году были впервые введены двухточечные ремни безопасности для SAAB 93. SAAB 99 1967 года имел дисковые тормоза на всех колёсах, травмобезопасную рулевую колонку, 3-точечные ремни безопасности и подголовники. Модель с индексом 900 стала первой в мире машиной с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон. SAAB 9000 CD, появившийся в 1988 году, оснащался противобуксовочной системой TCS (Traction Control System). С 1991 года на этой модели с индексом CS устанавливаются кондиционеры, не использующие фреоносодержащий хладагент, и система защиты от боковых ударов. Эти нововведения позволили закрепить за маркой SAAB славу одного из самых безопасных автомобилей в мире и выигрывать множество конкурсов и премий.

SAAB 99 2-door Sedan
SAAB 99 2-door Sedan. Фото: Commons.wikimedia.org / Lars-Göran Lindgren Sweden

Русский след

В момент слияния SAAB AB и производителя грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB в 1969 году корпорация имела 12 предприятий в Швеции, штаб-квартира располагалась в Сёдертелье. На тот момент автомобильная компания чувствовала себя достаточно уверенно: в 1970 был выпущен 500-тысячный SAAB. 80-е прошли под лозунгом новых технологий и хороших продаж. Но требования рынка просили более доступных автомобилей. Шведская компания не могла поступиться качеством или безопасностью в угоду большинству и начинала терпеть финансовые затруднения. Первое предприятие было закрыто в 1987 году. В 1990 году происходит реструктуризация отделения SAAB Car, контрольным пакетом акций которого уже владеет General Motors. Сделка лишь отодвигает проблемы, не решая их до конца. Несмотря на это, в последующее десятилетие создаются великолепные машины, которые становятся легендами и до сих пор пользуются уважением у водителей всего мира. Даже на той же платформе, что и Daewoo Nexia, саабовцы в 1993-м сделали надёжный седан 900, который просто не мог быть дешёвым, поскольку не окупалось его производство. До кризиса в 2000-х SAAB выпускает несколько новых моделей и создаёт интересные концепты, среди которых предполагался даже кроссовер (на основе SAAB 9-2X позже была создана Subaru Impreza).

SAAB 900
SAAB 900. Фото: flickr.com / Tobias Myrstrand Leander
 

В декабре 2008 года корпорация General Motors объявила о своём намерении расстаться с SAAB. Интерес к шведской автомобилестроительной компании проявили 27 производителей, среди которых были BMW, Renault, группа Hyundai-Kia, Tata Motors, Geely Automobile, Fiat и Magna International. Но реальных шагов так никто и не предпринял. В начале 2010 года General Motors договорилась о продаже компании голландскому производителю спортивных машин Spyker. Сделку поддержало государство, гарантировав кредит в 400 миллионов евро. А весной 2011 года акции слившихся в Swedish Automobile N.V компаний с разрешения шведского правительства покупает российский предприниматель Владимир Антонов, который уже являлся владельцем подразделения Spyker по выпуску суперкаров. Он так говорил о сделке: «За очень маленькие деньги — $74 млн — мы купили мирового производителя, активы которого даже в состоянии банкротства составляли более $500 млн». Но после национализации основного бизнеса Антонова — банка Snoras — предпринимателю было не до автомобилей, поскольку ему грозила уголовная ответственность.

SAAB 9-5 (второе поколение)
SAAB 9-5 (второе поколение). Фото: Commons.wikimedia.org / Thomas doerfer

Череда неудачных состоявшихся и несостоявшихся (SAAB хотели купить китайские производители, но GM не дала разрешения) сделок привели шведского автопроизводителя к банкротству. Компанию спас консорциум National Electric Vehicle Sweden (NEVS), состоящий из азиатских компаний и нескольких частных шведских акционеров.

Осенью 2013 года завод SAAB в Трольхэттене собрал первый автомобиль после остановки конвейера, который не двигался более 2 лет. Им стал SAAB 9-3.

Основное производство SAAB в Трольхеттане
Основное производство SAAB в Трольхеттане. Фото: Commons.wikimedia.org / Saab Automobile-Trollhattan
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество