Росстандарт разослал в адрес автопроизводителей и дилеров письма с предупреждением о недопустимости навязывания дополнительного оборудования при продаже новых автомобилей из-за возникновении возможных проблем при постановке машин на учет. Как выяснил портал Autonews, в этих письмах содержится информация о том, что оборот новых машин с внесенными в конструкцию изменениями будет пресекаться ГИБДД. Ожидается, что этот шаг позволит снизить дилерские аппетиты, превратившиеся в проблему российского автобизнеса.
Письмо и регистрация
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и Объединение автопроизводителей России получили письма из Росстандарта, в которых объясняется, что практика навязывания дополнительного оборудования при продаже новых машин может вызвать волну отказов в регистрации в ГИБДД. По закону эксплуатировать такие автомобили нельзя, так как установка ряда новых опций считается внесением изменений в конструкцию транспортного средства, что неизменным образом должно отражаться в одобрении типа транспортного средства (ОТТС).
В своем письме Росстандарт обратил внимание на то, что все конструктивные параметры и характеристики автомобилей после установки опций нужно добавлять в ОТТС. Однако дилеры эту процедуру не производят, из-за чего комплект документов оказывается неполным, и ГИБДД не имеет права поставить машину на учет. Перед владельцем ставится дилемма: или за свой счет убирать «допы», как того требуют сотрудники регистрационных отделений, или проводить дорогостоящую и затратную по времени процедуру утверждения изменений конструкции. Причем некоторое оборудование на ряде моделей сертифицировать самостоятельно невозможно.
В разъяснении МВД сообщается, что «данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства». Другими словами, когда автопроизводитель разрешает ставить багажник на крыше или фаркоп и это прописано в документации, то проблем с ГИБДД быть не должно. Однако не всегда дополнительное оборудование одобрено производителями.
Какое оборудование вызывает вопросы в ГИБДД?
Помимо нештатных фаркопов, трудности при регистрации часто возникают с самыми популярными «допами», а именно с нештатными дисками, защитой картера, аэродинамическими комплектами, накладками на капот, а также с декоративными деталями кузова, включая зеркала и спойлеры. Кроме того, требуется одобрение на сигнализации, дополнительные световые приборы и пр. Установка этих деталей считается изменением конструкции ТС, которое нужно испытывать в лаборатории.
К примеру, когда в техническом описании стоит допустимый размер дисков R15-18, то установка R19 или R20 запрещена. Если эти размеры не указаны в табличке на кузове, значит, они не испытаны. Установка проставок, удлиненных пружин и прочих нештатных амортизаторов также потребует утверждений, потому что все эти детали искажают заводские настройки и меняют характеристики транспортного средства.
Между тем быстро внести изменения в документы на машину тоже не всегда возможно. Эти дополнения можно офррмить, только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не с выдачи ПТС, а после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть, чтобы утвердить на автомобиле нештатный обвес, необходимо сначала зарегистрировать машину с заводскими бамперами и только затем обращаться в специализированные лаборатории для установки «допов». В итоге ни ГИБДД, ни лаборатория не могут принять новую машину с дилерскими «допами».
Как вернуть «допы» дилеру?
Ситуация с навязыванием «допов» стала возможной, потому что трафик в автосалонах стабилен во всех сегментах. В этих условиях у продавцов нет мотивации увеличивать оборот продаж. Простое повышение цен перекрывает сопутствующие расходы на логистику и оформление. Им выгоднее поддерживать дефицит и завышать цены.
Переломить ситуацию на рынке может только сам клиент, если выберет один из способов поведения. Отказаться от «допов» можно двумя способами.
Если дилер отказывается продавать машину по установленной цене, то необходимо обратиться на горячую линию автопроизводителя и пожаловаться на навязывание допоборудования. При подписании документов необходимо тщательно вычитать бумаги, которые менеджер принес на подпись. Как правило, сотрудники автосалона составляют соглашение о намерениях, где не указывается фиксированная цена на транспортное средство.
Необходимо составить не соглашение, а именно договор, где будет отдельными строками прописана возможность оформления транспортного средства без «допов» и по установленной производителем цене.
Еще один вариант связан с возвращением «допов» через суд. По закону у покупателя есть 14 дней на то, чтобы отказаться от покупки, если она не удовлетворяет по качеству или не обеспечивает заранее заявленные функции. Если автомобиль не регистрируют в ГИБДД, то это повод потребовать у дилера демонтажа «допов» и возврата денег. Отказ дилера — это основание для иска. Если собрать документы из ГИБДД и прикрепить к иску письменный отказ в регистрации, то надежда на благополучный исход есть. В России уже были прецеденты выигранных дел.
Источник