Скандал случился на пике карьеры одного из крупнейших топ-менеджеров автоиндустрии Карлоса Гона, когда он был так близок к реализации своей давней мечты: превращению альянса Renault-Nissan в полноценный концерн. По информации Bloomberg со ссылкой на анонимные источники, председатель совета директоров Renault -Nissan уже нескольких месяцев вел активные переговоры о слиянии активов в единую корпорацию с новым управляющим ядром топ-менеджеров. Такой ход мог превратить альянс в глобальную автомобильную корпорацию, способную потеснить по прибыльности и капитализации таких мировых монстров, как GM, Toyota и Volkswagen. Естественно, это многим не нравилось.
Директор или губернатор?
В минувшие годы Renault-Nissan сопровождали скандалы политического характера. В 2015 году тогда еще министр экономики Франции Эммануэль Макрон пытался поставить под контроль активы компании Renault, доведя госпакет акций в Renault с 15,01 до 19,74%. Гон, будучи председателем совета директоров Renault-Nissan, сопротивлялся этому наступлению и к 2017 году восстановил баланс сил, сохранив прежний размер госпакета. Макрону пришлось отступить, но он припомнил обиду и вменил непокорному топ-менеджеру его баснословные зарплаты, которые к тому времени уже назывались самыми крупными в мире. Позднее именно размер этих вознаграждений и сыграет злую шутку с топ-менеджером.
За океаном у Карлоса Гона тоже нашлись недоброжелатели. Дональд Трамп со свойственной ему прямотой критиковал Nissan за «неправильное» размещение заводов в Мексике и вывод промышленных активов из США. Гон объяснял свои решения лишь борьбой за сокращение издержек. А за такие признания уже не принято гладить по голове.
Похожая история случалась несколько раньше при реорганизации «АвтоВАЗа», председателем совета директоров которого Карлос Гон являлся с 2013 по 2016 годы. Его ставленник, генеральный директор Бу Андерсон, провел широкую трансформацию производств и осуществил смену поставщиков, что изрядно разозлило заинтересованные структуры, считавшие российский рынок автозапчастей своей вотчиной. И, когда в борьбе за сокращение издержек Карлос Гон стал проталкивать концепцию массовых сокращений в Тольятти и закрытия «избыточных» производств, эта деятельность обеспокоила уже политические власти России. В России директор не может быть просто капиталистом, он обязан иметь и губернаторское мышление, то есть задумываться о судьбах увольняемых людей. Однако знаменитый «киллер издержек» не обладал этим качеством. Поэтому вслед за Бу Андерсоном из Тольятти уехал и Карлос Гон, уступив должность председателя совета директоров «АвтоВАЗа» топ-менеджеру «Ростеха» Сергею Скворцову.
Рождение «киллера»
Знаменитое прозвище «Киллер издержек» (Le cost killer) Карлос Гон получил в Японии за шоковое и успешное спасение Nissan. Когда он только приехал в Японию руководить Nissan в 1999 году, то вычислил, что корнем проблем автоконцерна является не продукция компании, а раздутые штаты и колоссальная бюрократия. В 2000 году был представлен план выхода из кризиса, который был утвержден советом директоров. В Японии закрылось пять заводов. Безработными оказались 20 тысяч рабочих, что для Японии с ее системой пожизненного найма стало шоком. На улицу была выброшена и половина управленцев. Гон продал практически все акции компаний-поставщиков и существенно преобразил модельный ряд Nissan. Благодаря этим драконовским методам Nissan выжил и стал показывать прибыль, а Карлос Гон получил двусмысленное прозвище «Киллер издержек». В самой Японии у него появились влиятельные враги.
Между тем карьера топ-менеджера развивалась стремительно. После реорганизации Nissan в 2004 году президент Renault Луи Швейцер пригласил Карлоса Гона вернуться во Францию. К тому времени Renault выкупил 44,4% акций японской компании и мог легко контролировать японцев. Но Гон предложил лучший вариант. В 2005 году он создал взаимовыгодный технический и финансовый альянс, известный теперь как Renault Nissan Alliance.
Началось активное расширение модельного ряда, способствовавшее увеличению выпуска машин. Именно тогда Карлос Гон открыл миру новый класс автомобилей, а именно кроссоверы, которые так популярны сейчас. Во время разработки Nissan Qashqai японские автопроизводители не верили в успех начинания, однако именно Гон настоял, чтобы это был небольшой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Журналисты критиковали проект. Опросы в фокус-группах показывали, что покупатели настроены отрицательно. Ну а эксперты авторынка утверждали, что соединение хэтчбека с внедорожником — это худшее решение из всех возможных. Но проект был доведен до конца и Nissan Qashqai мгновенно превратился в бестселлер мирового рынка. Именно Qashqai задал тон развитию современного автопрома, и сейчас кроссоверы заметно потеснили хэтчбеки и седаны по продажам.
Известны и успехи Nissan в автоспорте. Знаменитый спорткар GT-R превратился в легенду с первого дня своего рождения, а на моторах Nissan ездят практически все прототипы в престижных гонках на выносливость WEC. Успехи в спорте сказывались на продажах. Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi продал в 2017 году 10,61 млн автомобилей, обогнав Toyota и Volkswagen и став самым крупным автопроизводителем в мире.
Конец эпохи
Но успехи Nissan беспокоили не только конкурентов. Угроза поглощения Mitsubishi и ухода его под управление французов из Renault напугала самих японцев. Влиятельные группы внутри промышленных кругов Японии посчитали, что теряют контроль над национальным автопромом. Карлос Гон нажил много врагов. Ассоциация автопроизводителей Японии (JAMA) выступала с резкой критикой объединения.
Вместе с тем необдуманный ультиматум Карлоса Гона в Великобритании ослабил его позиции еще больше. После истории с Brexit в 2016 г. топ-менеджер заявил Терезе Мэй, что Nissan прекратит производство в Великобритании, если ему не гарантируют тех же условий деятельности, что и до выхода из ЕС. Сделка была заключена, но Карлос Гон вскоре потерял свой пост генерального директора Nissan, уступив его японцу Хирото Саикаве, представителю старой японской школы управленцев, который к тому же возглавляет Ассоциацию автопроизводителей Японии (JAMA). И, хотя Гон остался председателем совета директоров Nissan и Renault, его дни были сочтены.
Новое руководство санкционировало внутренние проверки, служба безопасности Nissan начала копать под бывшего генерального директора, и в деятельности прежнего руководства нашлись кое-какие грешки. Оказалось, что Карлос Гон рассказывал японскому правительству не обо всех своих доходах. Он считал себя гражданином мира, получал самые большие в мире менеджерские вознаграждения размером в 10-12 млн евро в год и вел дела буквально по всему свету. Хотя по японским законам любой доход, полученный в других странах, тоже подлежат обязательному декларированию и налогообложению. Кроме того, выяснилось, что прежнее руководство иногда использовало активы компании в личных целях. При этом особо подчеркивается, что речь идет не о воровстве, а о несанкционированном использовании.
Как бы то ни было, Карлос Гон явился в прокуратуру с повинной и был арестован. Ну а гендиректор Nissan Хирото Саикава мгновенно предложил совету директоров снять Карлоса Гона и его ставленников со всех должностей в японской компании. Японцы восстановили контроль над Nissan. Эпоха самого успешного «Киллера издержек», спасшего Nissan от краха и принесшего миллиардные прибыли, закончилась.