Дефицит на отечественном авторынке продолжает давить на цены. Человек, купивший два года назад любой иностранный автомобиль, теперь может продать его заметно дороже. Могут ли машины превратиться в инвестицию или хотя бы при перепродаже отбить затраты на их эксплуатацию?
Эксперты агентства «Автостат» назвали самые дорожающие б/у машины на отечественном рынке. Были проведены исследования 232 моделей в 663 модификациях, выпущенных 45 брендами, которые официально присутствовали в России.
Экспертами сравнивалась цена на новый автомобиль в 2019 году и его стоимость на начало 2023 года. По итогам исследований был составлен рейтинг остаточной стоимости «Residual value — 2023».
В сегменте B среди массовых моделей абсолютным лидером оказался Kia Rio. Его остаточная стоимость через три года эксплуатации составила 128,6%. Его брата-близнеца Hyundai Solaris — 125,1%.
Другие популярные модели тоже хорошо подорожали. Хэтчбек Renault Sandero имеет теперь остаточную стоимость в 125,4%.
Среди сегмента D лидирует седан Toyota Camry. На вторичном рынке за него платят 130,8% от старой цены. За Mazda 6 дают 130,1%, а за лифтбек Skoda Superb — 113%.
Среди кроссоверов сегмента SUV C первое место отошло Toyota RAV4. Его рейтинг остаточной стоимости достиг 128%. Далее идет Huyndai Tucson (127,5%) и Volkswagen Tiguan (126,8%).
Среди премиальных машин самый высокий рейтинг оказался у внедорожника Mercedes G-класса — 143%, Porsche Cayenne — 139,6% и у Lexus LX — 133,9%.
«Такая ситуация продлится недолго, — рассказывает бизнес-аналитик, экс-руководитель продаж автомобилей с пробегом „АвтоСпецЦентра“ Артем Самородов. — Года через два цены должны все-таки корректироваться вниз, но это будет только после насыщения рынка. Пока же действительно машины стоят дороже, но это нельзя считать инвестицией. К примеру, мы недавно продали четырехлетний Audi на 20% дороже, чем он стоил в 2019 году. Однако такая машина тоже требует вложений, и вырученные деньги эти затраты не отбили. Кроме того, цены поднялись и на другие модели, в результате ничего стоящего за дешево уже не купить».
«Рынок трансформируется, и в сегменте премиальных автомобилей мы видим большие изменения, — рассказывает руководитель компании AutoTrader Павел Гамзович. — Огромное количество автомобилей сейчас ввозится из Китая. В люксовую нишу вошли электрокары, которые по потребительским качествам не уступают „немцам“. Эти новые автомобили займут освободившееся место. Сейчас электрокары стоят дорого, но вскоре цены будут снижаться. Машины не могут дорожать долго, и при насыщении рынка мы увидим корректировки вниз.
Однако по некоторым моделям цены еще какое-то время постоят высоко. Это пользующиеся популярностью внедорожники Mercedes G-класса AMG, культовые модели BMW M-серии и прочие роскошные машины, которые ввозить трудно из-за санкций. Спрос на них есть, а предложений меньше и меньше. Поэтому они должны дорожать, но только до известного предела и с оглядкой на остаточный ресурс техники».