Что такое битопливные машины?
На фоне повышающихся цен на бензин и введения строгой процедуры контроля за переоборудованием автомобилей ряд компаний представили так называемые битопливные машины. Как заявляется, эти транспортные средства отличаются сниженным расходом топлива и более высоким ресурсом силового агрегата. Как работают битопливные машины и для чего они нужны?
Renault Logan CNG
Битопливный автомобиль подразумевает возможность использования двух видов топлива, а именно традиционного бензина и альтернативного. Как правило, в этом качестве выступает природный газ. Битопливные двигатели работают абсолютно так же, как и бензиновые: газ в жидкой фазе впрыскивается во впускной коллектор, смешивается с воздухом и сгорает в цилиндрах. При этом транспортное средство может в любой момент переходить с одного вида топлива на другой в целях экономии, благодаря чему запас хода увеличивается почти в полтора раза.
Компания Renault представила недавно битопливный Logan CNG, построенный совместно с тольяттинской фирмой АТС на базе четырехдверного седана. Его 82-сильный 1,6-литровый 8-клапанный мотор может питаться как бензином, так и метаном. В комплект оборудования машины входит 90-литровый газовый баллон, размещенный в багажном отделении над бензобаком. Причем топливный резервуар для бензина стал намного меньше и вмещает только два десятка литров горючего. По расчетам инженеров Renault, запас хода Logan CNG на газе и бензине достигает 1000 километров в загородном цикле. Блок управления (ЭБУ) способен автоматически менять топливо. Машина запускается на бензине, прогревается и после достижения рабочей температуры переключается на газ. От водителя не требуется никаких действий, хотя он может вмешаться в работу электроники и принудительно переключать виды питания силового агрегата.
Собирать Logan CNG будут в Тольятти.
LADA Vesta CNG
Подобный автомобиль вышел и под брендом Lada. Битопливной машиной стала Vesta, к названию которой добавился шильдик с аббревиатурой CNG (Compressed Natural Gas). Металлокомпозитное газовое оборудование оснащено специальным предохранителем и скоростными клапанами, которые исключают вероятность разрыва баллона, а также бесконтрольный выход газа при поврежденной магистрали. Lada Vesta CNG текже имеет запас хода в 1000 км и позволяет в три раза снизить затраты на поездки. Правда, при езде на газе снижается тяга мотора, а крутящий момент падает со 148 Нм до 135 Нм.
Отличить битопливную машину можно, если заглянуть в моторный отсек и в багажник. Под капотом у Vesta CNG стоят газовая рампа и специальный контроллер, а под лючком бензобака рядом с его горловиной расположился штуцер для заправки. В 90-литровом металлокомпозитном баллоне умещается от 18 до 22 кубометров метана под давлением 20 МПа, а диапазон рабочих температур составляет от -40 до +55 градусов. Баллон должен прослужить не менее 15 лет, но раз в три года требуется проводить его переосвидетельствование.
Метан безопаснее
Подобные автомобили потребовались после утверждения нового порядка внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Если раньше можно было установить газовое оборудование на любые транспортные средства, включая грузовики и автобусы, то сейчас эта возможность исчезла. Потребуется длительная и трудоемкая процедура согласований и утверждений в аккредитованной лаборатории и в ГИБДД. Обязанность устанавливать такое оборудование теперь возложена на производителей транспортных средств. Первыми стали бренды Renault и Lada. Битопливные модели проходят на заводе сертификацию и испытания и не требуют дополнительных юридических действий по легализации газового оборудования.
«АвтоВАЗ» и Renault используют в Lada и в Logan метан, который безопаснее с точки зрения возгорания и взрывов. Метан практически в чистом виде добывают в подземных месторождениях, а затем проводят доочистку, в результате чего он при сгорании выделяет значительно меньше вредных веществ, чем бензин.