Первые дизельные моторы могли работать на сырой нефти. Кроме того, некоторые танковые двигатели разрабатывались, чтобы потреблять любую горючую жидкость, которую мотористы могли найти в захваченных у врага складах. Поэтому в экстренных случаях военную технику можно заправлять даже смесью отработанного масла, бензина, спирта и прочих ингредиентов. Двигатели обычных машин, конечно, не имеют таких фантастических возможностей, однако в некоторых случаях даже они могут ездить на чем-то еще кроме бензина и солярки.
Спирт
В художественных фильмах можно увидеть эпизоды, когда вместо бензина в бак наливается спирт, и автомобиль способен на нем ездить. Это правда, но не вся. Машина потребляет чистый спирт, но после ряда изменений в конструкции двигателя. Причем из-за низкой теплотворности спирта количество топлива, по сравнению с бензином, увеличивается примерно в 1,5 раза. Однако при небольших добавках переделка не потребуется. Даже в старые «жигули» можно заливать до 30% спирта, не опасаясь за работоспособность силового агрегата.
Способность спирта заменять бензин используется в некоторых странах мира для сокращения потребления нефтепродуктов. Там изготавливают топливо из растительного сырья. Биоэтанол — это спирт, который получают из сахарного тростника, кукурузы или злаковых культур. Бразилия и США являются лидером в производстве и использовании биоэтанола, мировое производство которого составило 36,3 млрд литров, из них 45 % относится к Бразилии и 44,7 % — к США.
Спирт в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США из кукурузы, причем там доступно несколько сортов горючего, различающегося по консистенции. Автозаправки в Бразилии предлагают на выбор либо Е20, Е25 или «acool» Е100, который почти полностью состоит из спирта. Буква «Е» в этих сортах означает английское слово Ethanol.
Обычные автомобильные ДВС не могут работать на Е85, хотя прекрасно работают на Е10. На чистом этаноле ездят только машины с усовершенствованными моторами «Flex-Fuel», которые могут работать на обычном бензине или на произвольной смеси его со спиртом.
Разрешено использование биотоплива и в России. В 2018 году был принят закон, регулирующий производство и оборот спирта для химической промышленности в качестве добавки к бензину. Правда, широкого распространения у нас этот вид топлива пока не приобрел. Немалое количество нефти делает его производство нерентабельным.
Биодизель
Дизельные моторы тоже могут обходиться без классической «солярки». В некоторых случаях они работают на смеси бензина и отработанного масла. Правда, затем потребуется ремонт и смена фильтров. Кроме того, для моторов на тяжелом топливе подходит так называемый биодизель, то есть топливо, которое имеет практически те же свойства, что и обычная «солярка». Биодизель изготавливают из растительных культур, таких как рапс, соя, подсолнух, а также из пальмового масла.
Биодизель синтезируется из различных растительных масел или животных жиров в результате химических реакций триглицеридов, то есть свободных жирных кислот, правда, процесс изготовления слишком дорог, и пока биодизель стоит заметно больше, чем обычное дизельное топливо на АЗС. В некоторых странах биодизель применяется в автотранспорте в составе смесей с дизельным топливом. Они обозначаются буквой B, а цифрами описывается процентное содержание добавок. К примеру, у В2 всего 2 % биодизеля, а в В100 — 100 % химического топлива, полученного из растительного сырья.
Газ
Двигатель внутреннего сгорания может перерабатывать не только жидкое топливо, но и газообразное. Уже давно на транспорте используется горючий газ, как в сжиженном состоянии, так и в газообразном.
В мире насчитывается около 20 миллионов автомобилей, работающих на сжатом природном газе (CNG; метан). Большинство из них — это коммерческие транспортные средства, такие как автобусы и грузовики. Газ помогает заметно экономить на дальних перевозках.
Правда, для использования газа в качестве топлива необходимо купить специальное оборудование, установить на машину и зарегистрировать изменения в конструкции в ГИБДД, что требует времени и сил.
Использование газа также позволяет продлить срок службы мотора. При сгорании метана образуется намного меньше твердых частиц нагара (сажи) на стенках цилиндров и на клапанах, а также меньше выбрасывается углекислого газа и оксида азота. Однако наблюдаемое сейчас повышение цен на газ приводит к экономической нецелесообразности его применения для легковых машин.