Телематические системы можно встретить уже на множестве популярных моделей. К примеру, Kia Motors продает в официальных дилерских центрах услуги по подключению телематического комплекса Kia Link. Установка возможна на модели K5, Sorento, Seltos, Mohave, Sportage, Picanto, Stinger, Soul, Cerato и на семейство Ceed, Ceed SW. Телематическая система Connect есть и у Renault. Через приложение в смартфоне вы можете запускать и глушить двигатель, открывать и закрывать замки дверей, получать информацию об автомобиле, а также видеть запас топлива, уровень масла, местонахождение. Причем функция доступна для таких бестселлеров, как Duster и Kaptur. Примерно такие же системы есть у Volkswagen, Volvo и прочих компаний. Кроме того, подобные системы есть у страховых компаний, которые существенно расширили возможности телематических приборов. Можно ли сравнить эти устройства с полноценными «черными ящиками», как в самолетах?
Следить везде
Телематика — это управление системами транспортного средства дистанционно. На российском рынке телематика уже достаточно распространена. Ее используют для мониторинга передвижения общественного и грузового транспорта в крупных автопарках. С ней работают автопроизводители, страховые компании, операторы связи, независимые автосервисы и онлайн-агрегаторы, а также каршеринг. Для сбора данных они могут использовать разные устройства: от специализированных приборов и транспондеров до обыкновенных смартфонов.
В каршеринговых машинах устанавливается мобильный модуль, состоящий из приемника спутниковых сигналов и блока хранения и передачи данных. Это аппаратный блок с программным обеспечением, собирающий информацию об автомобиле в реальном времени. Модуль подключается к мобильным сетям за счет SIM-карты, а доступ к управлению предоставляется через внешние устройства, к примеру через смартфон. Через мобильное приложение можно выяснить, где находится автомобиль, куда движется и с какой скоростью. Через приложения пользователи могут арендовать машины каршеринга, а операторы — следить за их передвижением.
В личных автомобилях телематика чаще всего используется для страхования машины и получения скидки при оформлении КАСКО.
«Черный ящик»
Страховые компании активно развивают свои программы, связанные с телематикой. Принцип работы следующий: в автомобиль клиента устанавливается телематический блок, который подключается к стандартному разъему системы самодиагностики OBD. Внутри блока находятся датчики продольных, поперечных и вертикальных ускорений, а также GPS/ГЛОНАСС-приемник и 4G-модем. Этот аппаратно-программный комплекс через разъем подсоединяется к CAN-шине автомобиля для считывания информации от штатных диагностических систем транспортного средства. На основе параметров движения, которые фиксирует это устройство, по десятибалльной шкале оценивается стиль вождения клиента.
С помощью прибора можно фиксировать характеристики маневров, соблюдение ПДД, а также характер маневрирования, время поездок, запоминать привычные маршруты, анализировать резкие разгоны и торможения. Отчасти этот блок представляет собой полноценный «черный ящик», который сохраняет информацию о передвижении машины, включая и ее местоположение на карте.
Скидка для тихонь
При ДТП и возникновении страхового случая информация о перемещении транспортного средства и о поведении водителя непосредственно перед аварией передается страховщикам, которые и оценивают обстоятельства происшествия. Помимо этого, данные скачиваются и в общую базу на отдельном сервере для дальнейшего хранения. Таким образом, в любой момент времени можно выяснить, как ехал клиент в злополучный день, где разгонялся и тормозил. Впоследствии эти сведения могут повлиять на стоимость страхования по программам КАСКО.
Клиент может получить существенную скидку, если установит в машину подобный прибор заранее для определения специфики езды. Если водитель оказался законопослушным, почти не нарушает скоростной режим и не лихачит, то цена страховки для него существенно снижается. Как правило, это 20%, но могут предлагаться и другие варианты.
Такие же условия страхования применяются и для каршеринга, ведь в их полисах указывается неограниченное число водителей, а они ведут себя на дороге по-разному. Поэтому телематика в каршеринге совмещена с управлением. «Черные ящики» выполняют роль еще и контролирующего центра, способного открыть и запустить автомобиль в любом месте большого города из мобильного приложения.