Продажи легковых автомобилей в марте не упали, а рухнули — в три раза по сравнению с допандемийными временами.
Всё из-за того, что цены взмыли за облака, сделав машины недоступными для большинства россиян (см. инфографику).
Вы за кем стояли?
«Сейчас существует два вида цен, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Первый — это так называемые запретительные цены, которые ставят на машины, чтобы отпугнуть случайного покупателя. Реально машину могут не продавать вообще, а держать в салоне, чтобы показать, что у нас что-то есть. Второй — договорные цены. Сегодня в большинстве салонов каждый автомобиль — предмет торга с дилером. Поскольку машин мало, распространена продажа по заказу или предварительной записи. А на некоторые модели даже не записывают, потому что лимита на РФ нет. Гонять машины, как это было в 1990-е гг., из Европы не получится — выехать в ЕС пока нельзя. Только китайцы продолжают поставки, но логистика „поломалась“. До последнего времени корейцы и китайцы поставляли нам автомобили морем, а сейчас многие морские контейнерные перевозчики заморозили отправку грузов в Россию».
Ушли, но остались
Сейчас в России работают только шесть автозаводов. Это Sollers во Владивостоке (Toyota, Mazda), знаменитый УАЗ в Ульяновске, Hyundai Motor в Санкт-Петербурге, «Автодор» в Калининграде (Hyundai и Kia), «Автофрамос» в Москве (Renault) и Haval в Тульской обл. К слову, завод в Тульской области — единственное реальное китайское производство в нашей стране. Восточные друзья, о пришествии которых было так много разговоров, пока только говорят об инвестициях. Причина — угроза введения американских санкций против КНР.
Остальные автопроизводители заявили о «приостановке» производства и продаж в России. Правительство предложило иностранному бизнесу либо работать на прежних условиях, либо, если это невозможно, передать свои активы в России местным партнёрам. Тем, кто решится полностью покинуть российский рынок, угрожают национализацией активов.
В Санкт-Петербурге «временно приостановили» работу заводы Nissan и Toyota. В Калуге производство Volkswagen собирается открыться летом, а вот Stellantis (Mitsubishi Outlander, Peugeot, Citroen) срок простоя не определил. В Нижнем Новгороде до лета ушёл на каникулы принадлежащий Volkswagen ГАЗ, в Елабуге в простое автозавод Sollers. Ижевский «ИжАвто» (Nissan Sentra) закрыт до 24 апреля.
Работники заводов, по информации профсоюзов, получают 2/3 или всю зарплату. Мало того, некоторые предприятия даже продолжают потихоньку выполнять заказы, не информируя об этом «центр» в Европе или в Японии. «Сами ввели ограничения, теперь сами их нарушают», — прокомментировал ситуацию один из менеджеров дочернего предприятия западного автоконцерна.
«Можно договориться с теми, кто не желает уходить, но обязан формально соблюдать ограничения, — уверен автоэксперт Сергей Асланян. — Но у нас начали готовить закон об уголовном преследовании за выполнение санкций. Получается, хотел предприниматель продолжать выпускать машины у нас, но теперь не имеет права. Иначе поедет на Колыму только за то, что имел глупость не уйти окончательно из России. Тем самым мы подталкиваем иностранные компании к принятию решения не в нашу пользу».
Концерн Renault, который недавно возобновил работу завода «Автофрамос», в то же время остановил принадлежащий ему на 68% «АвтоВАЗ». Возобновления выпуска машин следует ожидать не ранее 25 апреля — после завершения корпоративного отпуска из-за задержки поставок комплектующих.
«Упрощённая» Лада
Отсутствие или угроза дефицита запчастей и комплектующих — главная проблема как всего автопрома, так и автолюбителей. «АвтоВАЗ» пытался было решить её радикально. В его планах было перейти к производству «упрощённых» Lada Vesta и Lada Granta — без антиблокировочной системы тормозов (ABS), подушек безопасности и других «излишеств». Но этим планам не суждено сбыться из-за технического регламента ЕАЭС, который запрещает изготавливать в странах сообщества такие машины.
«Для ABS нужны чипы, но так вышло, что за 30 лет в нашей стране никто не озаботился организацией их производства, — говорит шеф-редактор телеканала „Драйв“ Илья Межибовский. — Что сейчас будет делать АвтоВАЗ и как он будет ставить тот же GLONASS, который по техрегламенту тоже должен быть, непонятно».
Станет ли Россия «Автомобильной Кубой»?
Пока автопром мучается из-за срывов поставки комплектующих, у автолюбителей начинаются проблемы с доступностью деталей и расходников. Из-за ажиотажа запчасти уже подорожали в среднем на 10–15%, а некоторые — вдвое. В апреле даже на автосервисах, которые вовремя закупились, может начаться дефицит масляных и воздушных фильтров, амортизаторов, тормозных колодок, дисков.
Из-за нехватки деталей стала появляться информация, что скоро вырастет количество угонов машин «на запчасти», особенно среди таких массовых бюджетных иномарок, как Kia Rio, Hyundai Solaris и Renault Duster. Правда, страшилками пугают в основном страховщики и производители противоугонных устройств, которые сейчас неплохо зарабатывают на народной панике. По официальной же статистике ГИБДД, роста числа угонов не зафиксировано. Запчасти будут. А нашим спасением, как считают эксперты, станет «серый импорт», который недавно узаконило правительство.
«В „автомобильную Кубу“ наша страна точно не превратится, — уверен руководитель компании „Автоликбез“ Дмитрий Славнов. — Россия граничит с государствами, которые не вводили ограничений. Через них нельзя запретить ввоз европейской или американской продукции. И со временем такие „цепочки“ наладятся, хотя, конечно, цены будут выше. Кроме того, комплектующие к иномаркам делают не только в странах, объявивших нам бойкот, но и в Китае, и в Турции. Конечно, можно будет нарваться на плохое качество. Но в России есть закон „О защите прав потребителей“, и детали надо брать в легально работающих автосервисах и магазинах, которым придётся тщательнее подходить к выбору поставщиков».