Российский авторынок продолжает лихорадить: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре продажи автомобилей сократились на 20,1 % в сравнении с тем же месяцем 2013 года. Суммарно с начала года стагнация составила уже 13 %. Однако в численном выражении результаты сентябрьских продаж не так уж и плохи, они оказались на уровне июня текущего года: 197 233 реализованных машин. По мнению экспертов, улучшение рыночного «самочувствия» временно — оно связано с сезонными факторами, а до полного выздоровления ещё далеко.
«Продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали очевидное улучшение по сравнению с августом, что отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала. В то же время общая динамика российского автомобильного рынка остаётся довольно слабой, демонстрируя продолжающееся существенное падение объёмов сбыта по сравнению с прошлым годом», — отметил в ежемесячном докладе председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Ещё один положительный фактор, повлиявший на рынок, помимо сезонного — это запущенная с 1 сентября Минпромторгом программа утилизации. Благодаря ей, «АвтоВАЗ» впервые за последние месяцы показал результат не ниже, чем в целом по рынку. В сентябре снижение продаж крупнейшего отечественного бренда составило лишь 9 % (в сравнении с прошлым годом). Отметим, что в июле и августе падение продаж Lada составляло -25 % и -32 % соответственно. Программа утилизации сказалась и на Renault, позволив французскому бренду занять второе место в рейтинге АЕБ — 15,4 тысячи реализованных автомобилей (-11 % против -18 % в августе). Что касается южнокорейских брендов Hyundai и KIA, занимающих третью и четвёртую позицию, то их продажи продолжают падать: -2 % и -7 %.
Как заявил АиФ.ru ведущий аналитик агенства «Автостат» Азат Тимерханов, программа утилизация «автохлама» может лишь временно заморозить стагнацию: «Программа утилизации не вытянет рынок «в плюс», но темпы падения приостановит. В настоящий момент было бы эффективным задействовать другие меры господдержки. Например, возобновить программу льготного автокредитования, так как ставки по кредитам растут. Или разрешить тратить на погашение автокредитов материнский капитал».
Нынешний кризис, продолжил эксперт, не похож на предыдущие — он растянут во времени и сильно зависим от геополитической ситуации. Впрочем, каких-то сильных потрясений, вроде возврата к импорту, ожидать всё же не стоит. Основные игроки рынка уже имеют свои предприятия в России, много средств вложено в их строительство, так что они едва ли захотят сворачивать производство. Могут быть снижены объёмы выпуска автомобилей.
«Что касается прогноза, то, если рассматривать пессимистический сценарий, то восстановление рынка будет происходить очень долго. При оптимистическом сценарии — уже через три – четыре года автомобильный рынок России восстановится и может достичь уровня 2012 года по количеству», — заключил Тимерханов.
Отметим, что посреди кризиса есть и свой островок стабильности — это премиальные бренды. Так, например, бренды Cadillac и Land Rover показали нулевую динамику, продав в сентябре столько же автомобилей, сколько и годом ранее. Mercedes-Benz прибавил 2 %, а Lexus и вовсе показал 34 % рост продаж.