Депутаты, предпринимая попытки вернуть зимнее время, переключились на смену сезонов с точки зрения автомобилистов. 24 сентября депутат Сергей Тен и сенатор Вадим Тюльпанов внесли законопроект, обязывающий водителей менять шины в зависимости от сезона.
Вопрос об обязательной смене шин в зависимости от сезона возникает уже не первый раз. В его основе лежит забота о безопасности на дорогах и о безопасности самих дорог. Первая проявляется в основном в зимний период, когда возрастает количество аварий, вторая — в летний, когда дорожные службы почти ежегодно должны ремонтировать полотно, убирая колеи.
Последний всплеск активности был замечен в декабре прошлого года, когда трасса М10 встала в многокилометровых пробках, спровоцированных обильным снегопадом. Тогда на уровне премьер-министра было высказано пожелание о принятии закона, обязывающего дальнобойщиков менять летние шины на зимние. Но водители оказали сопротивление под предлогом того, что «таких шин не бывает». Хотя любой поисковик выдаёт приличный список изделий европейских компаний, предназначенных для зимней эксплуатации.
Новая инициатива вносит изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Статья 19 дополняется пунктами следующего содержания:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль)».
При этом законотворцы попытались учесть неудачный опыт похожего проекта трёхлетней давности и предоставили возможность субъектам корректировать срок эксплуатации соответствующих шин. Правда, местные власти могут делать это только в сторону увеличения.
Для того чтобы обязанность была не только на бумаге, в статью 12.5 Кодекса об административных нарушениях предлагается добавить пункт, устанавливающий штраф в размере 2000 рублей за нарушение требований использования зимних шин, в том числе шин с шипами в период, установленный законодательством, а также непригодных к эксплуатации шин, которые не соответствуют требованиям технического регламента. За зимние шины летом штрафовать не будут.
С одной стороны, принятие подобного закона будет необходимо со вступлением в силу с 1 января 2015 года технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Практика северных стран показывает, что подобные нормы имеют право на существование. Так, в Финляндии запрещено ездить на легковых автомобилях и внедорожниках с шинами без шипов, а в Японии, наоборот, запрещено использовать шипованную резину.
С другой стороны, парламентарии совершают те же ошибки, что и их предшественники. Во-первых, не до конца учитывается региональный фактор. Жители южных районов России крайне редко меняют шины просто потому, что ради нескольких дней с температурой ниже 0 они должны тратить приличные суммы на зимний комплект шин, который ещё нужно где-то хранить. И те обязательные три месяца могут быть для них избыточными.
Во-вторых, не рассматривается статус всесезонных шин, которые по техническим характеристикам могут использоваться и при отрицательных температурах, а также зимней резины без шипов (именно такая предназначена для грузовиков).
В-третьих, размер наказания не соответствует затратам на обязательный зимний комплект. Самые дешёвые шипованные шины 13-го радиуса стоят 1290 рублей за одно колесо. Что-то более-менее приличное на легковой автомобиль обойдётся в 10 000 плюс траты на шиномонтаж. Цены на подержанные шины в хорошем состоянии (с шипами) на вторичном рынке приближаются к стоимости новых.
В-четвёртых, водители автомобилей с большими перегонами по разным территориям во время смены сезонов могут сильно пострадать, поскольку будут вынуждены возить с собой второй комплект шин. Для того чтобы «переобуваться» самостоятельно, нужны колёса в сборе, или на границе субъектов придётся платить деньги за шиномонтаж. К тому же людям нужно будет знать, в какое время в каком субъекте начинается смена сезонов.
Судя по практике незавершённости подобных законопроектов, ФЗ № 355967-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)» принят не будет. Хотя если как следуют подумать и проконсультироваться с экспертами, можно создать такой закон, который будет реально работать, сохранять жизни и имущество, а также нервы, время и силы.