Если взять за основу хорошо зарекомендовавшую себя модель, оснастить ее мощным мотором, поколдовать с подвеской… Результат – яркая, именно по своим «драйверским» характеристикам машина. При этом заводская доводка обеспечит должный уровень надежности и проработанности всех технических решений.
Яркий представитель класса – Mazda 3MPS (Mazda Performance Series) автомобиль, который привлекал покупателей динамичным внешним видом и достойными динамическими характеристиками. За два года модель разошлась тиражом 31100 шт. Для спортивного авто, пусть и относительно доступного, цифра внушительная! Поддержать успех, не дать машине примелькаться и подтянуть (хотя казалось бы куда уж!) динамику призвано новое поколение машины.
Если коротко, Mazda 3MPS New стала еще ярче, быстрее и жестче своей предшественницы. Оттолкнувшись от дизайна хэтчбека Mazda3 второго поколения, художники добавили спортивные элементы, добавляющие MPS динамики и агрессии, которые достойно сочетаются с обтекаемыми формами кузова. От хэтчбека последнего поколения новый спортивный автомобиль получил более широкую пятиугольную решетку радиатора, размеры которой придают носовой части некоторую брутальность. В средней части капота расположен воздухозаборник, придающий горячему хэтчбеку задора и улучшающий эффективность промежуточного охладителя надувочного воздуха. «Мускулистая» носовая часть выдает характер спринтера. Это впечатление подчеркивается передним бампером сложной формы и особой конфигурацией передних крыльев. Крупные фары соответствуют последнему слову техники – они обеспечивают адаптивный головной свет (AFS). Благодаря повороту ламп, появляется возможность лучше освещать дорожные повороты в темное время суток. Сами фары напоминают форму бумеранга, прибавляя «огоньку» облику автомобилю.
Заводская «прокачка» «Трешки» позволила обеспечить единство формы и функции. Добавление спортивных элементов, таких как воздухозаборник на капоте, особая форма передних крыльев и боковые обтекатели несколько увеличили этот коэффициент до 0,32 (против 0.3 у базовой модели) при максимальной площади поперечного сечения кузова 2,217 м² (в миделе). Для компенсации этого увеличения инженеры использовали особые технологии Mazda, способствующие улучшению обтекаемости. В частности, речь идет об изменении формы некоторых поверхностей переднего бампера. Кроме того, с помощью увеличенного заднего спойлера удалось добиться уменьшения на 0,03 подъемной силы для улучшения устойчивости автомобиля на большой скорости.
Салон машины поделен на несколько функциональных зон. Причем главенство водительской очевидно: приборная панель развернута к водителю, образуя вокруг него уютный кокпит. Многофункциональный дисплей, на котором отображается вся важная информация о состоянии автомобиля, а также навигационные данные, располагается поблизости с зоной фокуса зрения водителя. Такое решение способствует минимальному отвлечению во время движения. Кроме того, новый переключатель позволяет выбирать режимы дисплея, не отрывая руки от руля. На дисплей выводятся данные об автомобиле, установки и предупреждающие сигналы, такие как сигнализаторы недостаточного объема рабочих жидкостей. Немаловажный прибор – индикатор давления надувочного воздуха ни с чем объединять не стали. Он, наравне с логотипами «MPS» на циферблатах приборов не даст возможность почувствовать дух, дыхание «горячего хэтчбека».
Двигатель – 2.3 литровый агрегат с турбрнаддувом и непосредственным впрыском топлива достался новинке от предыдущего поколения машины. Но мотор основательно переработан. Изменены аэродинамика впуска, промежуточный охладитель. Все это в сочетании с новой программой управления позволило обеспечить более плавное нарастание крутящего по оборотам, что облегчает управление машиной на напряженных трассах. За счет эффективного охлаждения надувочного воздуха достигнуто более плавное нарастание давления, действующего на лопатки соплового аппарата одинарного турбонагнетателя. Это позволяет увеличивать крутящий момент в зоне малых оборотов. 2,3-литровый двигатель MZR DISI Turbo развивает максимальную мощность 191 кВт /260 л.с. при 5500 мин-¹. Он чутко реагирует на перемещения педали акселератора благодаря высокому крутящему моменту 380 Нм, развиваемому уже при 3000 мин-¹.Несмотря на значительный уровень форсировки (более 113 л. с./л) двигатель укладывается в стандарты токсичности ЕВРО5. Заслуга в том продуманной кострукции мотора и новейшего каталитического нейтрализатора, впервые в мире созданного с применением нанотехнологий. Передаточное число каждой передачи 6-ступенчатой механической коробки передач было немного увеличено по сравнению с моделью первого поколения. Кроме того, применяемое теперь рулевое управление с электрогидравлическим усилителем в сочетании с измененным рядом передаточных чисел позволило добиться приемлемого уровня расхода топлива. Новая модель MPS также легче (приблизительно на 25 кг), более обтекаема (Cх = 0,32) и имеет новые калибровки системы управления двигателем. Все эти меры позволили улучшить топливную экономичность (приблизительно на 0,1 л/100 км в смешанном цикле) и снизить на 7 гр/км выбросы CO2 (224 гр/км). Наличие системы непосредственного впрыска бензина позволило инженерам сместить опережение зажигания и повысить температуру отработавших газов при холодном пуске двигателя для более быстрого прогрева нового каталитического нейтрализатора. Турбонагнетатель с компонентами небольшой массы и одинарной турбиной также вносит вклад в уменьшение потерь температуры отработавших газов.
В кузове автомобилей MPS нового поколения используется на 17 процентов больше высокопрочной стали и специальных усилителей. К ним относятся усилитель оснований задних стоек, которые увеличивают жесткость и прочность соединения ниш для стоек задней подвески с панелью заднего пола, а также увеличенное сечение центрального тоннеля. Эти меры позволили значительно повысить жесткость кузова по сравнению с моделью MPS предыдущего поколения. В частности, на 15 процентов увеличился гистерезис, и на 41 процент уменьшились перемещения углов проема двери багажного отделения.
Усиленная подвеска новой Mazda3 MPS имеет такую же схему, как в базовом хэтчбеке – передняя подвеска типа Мак-Ферсон и многорычажная задняя подвеска. Но улучшить характеристики удалось за счет настроек и добавление новых компонентов. Например, в MPS используются более жесткие пружины и амортизаторы. Это позволило уменьшить крены. Кроме того, на модели MPS используются стабилизаторы поперечной устойчивости большего диаметра и опоры с увеличенными прорезями, что повышает линейность кренов.
Как и в обычной линейке автомобилей Mazda3, в новой модели MPS рулевой механизм устанавливается на трех жестких опорах (вместо двух – на предыдущей модели), что сделало отклики рулевого управления более быстрыми и четкими. В стандартной комплектации на новую модель MPS устанавливаются специальные шины Dunlop 225/40R18, специально разработанные для этих автомобилей. Они имеют более широкий профиль (от 215 до 225 мм), более жесткие боковины и улучшенные демпфирующие характеристики. В сочетании с электрогидравлическим усилителем рулевого управления и специальными настройками это дало возможность сделать рулевое управление более точным на большой скорости. В целом же, все доработки позволили улучшить устойчивость при движении по прямой и сделать реакции при скоростном маневрировании более прозрачными и четкими.