Быть генеральным директором фирмы Tesarek, эксклюзивно занимающейся доставкой с американского континента в Чехию мотоциклов Harley-Davidson, – это круто. С поправкой на то, что на календаре - 1927 год, а директор хорош собой, молод и полон энергии – вообще невообразимо притягательное начало истории. Пан Турек, директор выше упомянутой фирмы Tesarek, был к тому же успешным мотогонщиком. И завидным женихом, разумеется. Так что расставание с холостяцкой жизнью было отмечено им с большой по тем временам помпой: к костелу счастливых молодоженов сопровождала колонна из 60 мотоциклистов на красавцах Harley-Davidson! Тихая Прага надолго запомнила ревуще-грохочущий свадебный эскорт, численность которого и в наше время вызывает уважение к возможностям жениха. За свадебным столом, по предложению молодой супруги, и было решено создать некий клуб «харлеев», чтобы друзья-мотоциклисты могли встречаться чаще. Молодая женщина поступила весьма дальновидно: группа влюбленных в технику мужчин, объединенных в клуб по предмету своего интереса, гораздо более контролируема, нежели праздно шатающиеся бизнесмены. Это лирическое отступление от сути нашего рассказа, однако, имеет под собой историческую платформу.
Клуб формально был провозглашен и начал свою деятельность с организации «харлейских» сборов, совместных поездок, импровизированных соревнований. Но неожиданно для всех, в конце 1927 года, руководство клуба получило от Министерства внутренних дел официальный отказ в регистрации общественной организации. Причиной якобы стали недоработки пунктов Устава. Члены клуба и сами уже начали выражать недовольство тем, что фирма-импортер Harley-Davidson использует новообразовавшуюся группу энтузиастов-любителей в рекламных и пропагандистских целях, занимая диктаторскую позицию авторитарного лидера. Какому ковбою, укрощающему «железного» коня, пришлось бы такое по душе?! Учредительные документы клуба переписываются, свободолюбие команды закрепляется Уставом и протоколируется общим собранием.
25 февраля 1928 года официально считается датой образования Клуба Harley-Davidson в Праге – HCP (Harley Club Praha). Началась деятельность, по принципу которой клуб работает и сейчас: спортивные мероприятия, лекции о технических новинках различных моделей мотоциклов, организация специального сервиса и внутриклубного «рынка» технической взаимопомощи, семейные вечера и членские сборы. Кстати, традиция собираться каждый четверг сохранилась и до сегодняшнего дня. Уже тогда издавался и внутренний клубный «боевой листок», со временем превратившийся в журнал. Неоднократно проводились международные акции с приемом гостей у себя дома и поездками за рубеж. Особенно популярная в те времена мотоциклетная акробатика приняла массовый характер, и завороженные зрители наблюдали на выступлениях «харлейщиков» просто фантастической сложности чудеса, сравнимые с цирковым искусством.
Справедливости ради стоит заметить, что HCP был не единственным на том момент клубом мотоциклистов, но негласное лидерство ему принадлежало изначально. Как и приоритет в формировании традиций. Нынешняя «Первая миля» - первый сбор и совместный выезд после зимней спячки – берет начало с тех давних времен. Чего греха таить: народ раньше был посплоченнее. Инициатива создания федерации европейских клубов Harley-Davidson принадлежит тоже пражанам. Но в 1929 году она так и не нашла должной поддержки, а была осуществлена только шестьдесят лет спустя.
Первые годы существования клуба были, наверное, самыми яркими в его истории. Именно яркими по насыщенности, юношеской горячности и тому, что можно назвать емким словом «кураж». К концу первого года клуб уже насчитывал 150 членов. При этом стоит заметить, что покупка мотоцикла Harley-Davidson и в те времена была под силу лишь очень состоятельным людям. Все-таки это была прежде всего роскошь, а уж потом средство передвижения. На деньги, отданные за приобретение заокеанского «жеребца», можно было купить небольшой домик или участок земли для его постройки. Соответственно, социальный уровень членов клуба был достаточно высок: почти все они были успешными бизнесменами или потомками богатых родителей. Принадлежность к клубу граничила с кастовостью, авторитет «харлейщиков» был почти непререкаем, а рейтинг клуба, по сравнению с другими, ему подобными, – недосягаем. Находясь на пике популярности, клуб невольно пропагандировал изделия Harley-Davidson, причем пример был так заразителен, что мотоциклы этой марки начали использовать чехословацкие армия и полиция, а некоторые лихачи даже промышляли «эксклюзивным» такси-извозом.
Война разрушила эту красивую сказку. С приходом в 1939 году оккупационного немецкого протектората, наряду с другими общественными организациями, была запрещена деятельность клуба; прекратились поставки американской техники как таковой. Бензин в военные годы был строго лимитирован, выдавался только военным, полицейским и врачам, поэтому ни о каких сборах, а тем более о соревнованиях речь идти не могла. Члены клуба все же сходились в ресторанчиках, а иногда тайно собирались на кратковременные «собрания». Технику приходилось скрывать, так как государство мобилизовало весь гражданский транспорт на нужды армии. Мотоциклы прятали на загородных виллах, в дачных сараях, иногда даже разбирали на запасные части и закапывали. Тогда было ликвидировано и уничтожено много техники, поэтому экземпляры, пережившие войну, стали раритетами.
После войны численность клуба значительно уменьшилась: из первоначального состава вновь зарегистрировались только 10 процентов. Сменили и название. Теперь клуб стал называться UNRRA Club. Довод прост: большинство машин «клубники» получили от организации UNRRA – Организации помощи странам, пострадавшим от войны. Она находилась в Пльзени. Посредством этой организации в Чехословакии было продано более 600 мотоциклов, преимущественно марок WLA и WLC. Речь шла о технике, бывшей в употреблении; новые машины были редкостью.
В клубе постепенно восстанавливались традиция совместных выездов за город; отправлялись в путь рано утром, а возвращались поздно вечером (сейчас продолжительность таких выездов сократились до 4-5 часов). Количество участников к тому времени начинало переваливать за сотню, что было явным успехом. Но перемены в политике образца 1948 года опять повлекли за собой изменения не в лучшую сторону. Не успели привыкнуть к названию UNRRA Club, как его пришлось менять на прежнее – Harley Club Praha. Лишнее упоминание о союзниках и Америке коммунистам было не по душе. Теперь уже коммунистическая правящая партия опасалась бесконтрольной деятельности общественных организаций. В 50-х годах клуб в «добровольно-принудительном» порядке включили в так называемый «Армейский союз», наряду с обществами филателистов, «голубятников» и другими объединениями явно чуждого профиля.
«Оттепель» началась в середине шестидесятых; в 1964 году по инициативе Harley-Davidson Club Praha в местечке Сечь у Хрудима было организовано первое ралли по образцу американских и западно-европейских аналогов. В 1967 году на Шумаве осуществилась давняя мечта – состоялся международный слет мотоциклистов, на котором собрались многочисленные гости из Западной Европы. Его почтил своим присутствием даже тогдашний Президент Чехословацкой республики А. Новотный. Трудно сказать, был ли для местных гонщиков этот слет полноценным праздником. Отсталость своей техники по сравнению с новейшими моделями, доступными «капиталистическим» мотоциклистам, больно ранила и омрачала радость от грандиозного события.
Глоток воздуха свободы опять оказался недолгим, так как после известных событий 1968 года кислород перекрыли в очередной раз. Годы небезызвестного дефицита всего, а уж тем более - запчастей на зарубежные модели машин, сказались и на жизни клуба. «Армейский союз», в свою очередь, навязывал участие в общественно-полезных акциях, что приносило с собой только раздражение и отторжение со стороны тех, кто активно противился «стадным» мероприятиям. Тем не менее, клуб не прекратил существование. В 1990 году Harley-Davidson Club Praha выходит из состава «Армейского союза» и получает полную независимость.
Конечно же, сразу стали расширяться контакты с соседями дальнего и ближнего зарубежья. Переписали Устав, разработали новую символику и начали вживаться в новый имидж, который придумали сами себе, освободившись от всех навязываемых штампов. Решили проводить три генеральных мероприятия в сезон: «Первая миля» в апреле, летнее ралли Czech Rally и «Последняя миля» в начале осени. У членов клуба для каждой подобной акции разработана своя отличительная атрибутика: значки, нашивки, эмблемы, жетоны. Кожаный «парадный мундир» старожила клуба выглядит, как орденоносный китель ветерана войны!
По количеству членов пражский клуб можно отнести к «средним» в Европе – около 200 членов, причем далеко не все они – столичные жители, да и чешским гражданством обладает не каждый. Наконец, в 1993 году Harley-Davidson Club Praha стал членом престижного европейского клуба Harley-Davidson, инициатором создания которого когда-то сам и являлся. Клуб Harley-Davidson Club Praha - старейший в мире. Этого титула он удостоился в 1978 году, когда рожденный в 1924 году клуб Harley-Davidson в Сан-Франциско прекратил существование.
Автопарк сегодняшнего клуба пестр: от довоенных машин - до самых современных моделей. Полюбоваться на красоту и совершенство грациозных стальных «газелей» непосвященный обыватель может запросто, совершенно не прибегая к уловкам конспирации. Но не гарантируем, что члены клуба встретят вас с распростертыми объятиями. Они считают себя привилегированными особами, и «чужаку» дают это понять. Особенно не любят журналистов. Конечно, после выпитой в общей компании третьей-четвертой кружки пива некоторое потепление в отношениях наметиться может, но оно вряд ли перейдет в приязнь и полное откровение.
На выставке мотоциклов в пражском Выставочном центре, обычно проходящей в начале февраля, Harley-Davidson позволяется совершенно безнаказанно пощупать и «оседлать». Здесь выставляется экспозиция эксклюзивного продавца мотоциклов в Чехии; имеет тут выставочное место и сам клуб Harley-Davidson Club Praha. Здесь зрителю и любопытствующему посетителю рады. На клубных мероприятиях, проводимых в общественных местах, идет уже строгое разделение по типу «артист-зритель». Фотографировать разрешат, но переступать границы «привата» не стоит. Исключение делается только для детей.
Посмотреть в этом году на несущуюся по трассе Праге - Подебрады колонну Harley-Davidson желающие имели возможность 21 марта и 4 апреля, на открытии сезона клуба.
16 мая, по традиции, в костеле святых Кирилла и Мефодия в пражском Карлине, проходила месса за упокой душ всех усопших мотоциклистов. Это мероприятие не внутриклубного характера, туда съезжаются все гонщики, которым есть за кого помолиться. Главный съезд мотоциклистов Harley-Davidson и чешское ралли намечены в этом году на 19-21 июня в городе Либерец (Автокемпинг Autocamp Pavlovice). Это достойное зрелище настоятельно рекомендуем всем, кто любит незатейливые удобства загородных кемпингов, бесшабашность пивных компаний, «кантри»-стиль развлечений и «отвязанность» лихих «байкеров». Прилагаемая программка ралли рассчитана на многочисленных зрителей, так что планируйте свой июньский уик-энд совместно с Harley-Davidson!