До свидания, Париж. Как туррынок реагирует на падение рубля

Выросшие доллар и евро заставили наших путешественников изменить свои предпочтения и обратить взоры на собственную страну. Рынок внутреннего туризма показывает неплохую динамику. Как дальше будет развиваться отрасль и к каким переменам готовиться россиянам, АиФ.ru рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров РФ Майя Ломидзе.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Майя Арчиловна, как колебания курса валют отразились на спросе, многим ли россиянам пришлось забыть о поездках за рубеж?

Майя Ломидзе: Если сравнивать середину октября 2014 года с аналогичным периодом прошлого года, то мы фиксируем снижение продаж по всем выездным направлениям, порядка 35–40 %. Но есть и исключения: Египет, который продаётся на уровне прошлого года, и Таиланд — это хит продаж в восточных регионах России. Несмотря на колебания курса, эти два направления остаются наиболее доступными по цене для наших путешественников.

— Какие страны станут не по карману россиянам в связи с увеличившейся стоимостью?

— За исключением Таиланда, все дальнемагистральные направления попали в число тех стран, которые оказались дороговаты для наших туристов: Куба, Доминикана, Мексика. И это европейские страны, которые традиционно считались дорогими: Португалия, страны Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Швейцария, Франция. По предварительному прогнозу наших аналитиков, спрос на эти страны снизится больше, чем на другие европейские направления. Подчеркну, что речь идёт только об организованном туризме. Но, возможно, зимой ситуация изменится, поскольку эти страны сильно озаботились тем, что наших туристов стало меньше, и, возможно, будут какие-то специальные цены для российского рынка.

— Западные санкции как-то сказались на выдаче виз россиянам?

— Никаких проблем с оформлением виз у российских туристов не было и нет. Европа каждый раз после высказывания такого рода опасений выражает свою заинтересованность в российском туристическом потоке и подкрепляет её максимальной либерализацией и быстрым оформлением виз, в том числе и многократных. Никаких изменений мы в этом процессе не видели, начиная с марта этого года.    
   

— Насколько сильно пострадала Европа в связи со снижением выездного потока туристов? Я не раз слышала разговоры о том, что без российских туристов европейским странам придётся несладко.

— Конечно, Европа не умрёт без российских туристов, поскольку кризис там закончился. Почему в своё время произошла активная переориентация на наш рынок? Потому что было падение внутренних путешествий в самой Европе, на этом фоне Россия довольно быстро сориентировалась и заполнила возникшие пустые места. Но наши туристы действительно самые щедрые. Поэтому приток денег у них сократится, это не радует ни Грецию, ни Испанию, ни Италию, они думают о том, как бы вернуть российского туриста. Никаких нелояльных шагов по отношению к нашим путешественникам там не будет.

— На фоне происходящих событий путешествия внутри страны стали более востребованными?

— Да. Спрос растёт, хотя по продолжительности поездок и набору предоставляемых услуг наше «Золотое кольцо» отличается от курортов «зимнего солнца», но россияне готовы путешествовать в межсезонье по России и даже бронировать такие туры на зимний сезон. Пускай они длятся всего 3–4 дня, но в связи с падением рубля цены на них получаются вполне демократичными и люди, которые хотят сменить обстановку, готовы потратить эти деньги на отдых внутри страны.

— Спрос растёт, это хорошее время для того, чтобы предпринять реальные шаги для развития внутреннего туризма. Что делается в этом направлении?

— По итогам совещания у (вице-премьера) Ольги Голодец было сделано предложение, чтобы АТОР разработал меры по поддержке тех туроператоров, которые переориентируются с выездного рынка на внутренний или въездной. Когда это предложение прозвучало, я подумала, что подобная переориентация вряд ли возможна, потому что если у туроператора есть выездное направление, то он может просто добавить себе внутренний продукт, и всё. Но я была неправа. Многие компании готовы все свои технологи, наработки и агентскую базу перенести на внутренний рынок, готовы работать над формированием продукта. У нас есть где путешествовать, но нет поточного продукта (конвейерного), уже упакованного, который можно сразу продавать. Операторы готовы этим заняться. Нужны подъёмные средства: мы не просили денег, просили только господдержки по кредитам. Ответа пока нет. Туризм — это в любом случае инвестиции, каждая копейка, правильно вложенная в эту отрасль, даст три в ответ, и достаточно быстро.

Другая тенденция: у многих туроператоров по выездному туризму был ассортиментный продукт по внутреннему, и сейчас происходит его усиление, ему уделяется больше внимания, кто-то даже готов вкладываться в определённую инфраструктуру, но это мало кто может себе позволить. Понимая тенденцию и учитывая примерно 4 млн человек, которые по разным причинам не могут выехать за границу, операторы готовы развивать внутренние маршруты. Это не новые продукты: Черноморское побережье, Сибирь, горнолыжные курорты на Урале или в Татарстане, Золотое кольцо.

— Я бы с удовольствием отдыхала в России, но цены кусаются…

— Конечно, вопрос ценообразования в нашей стране сложный. Но туроператоры тоже заинтересованы в приемлемых ценах на продукт, поэтому их массовый выход на рынок должен привести к снижению стоимости путёвок.

— Наши операторы уже начали как-то реагировать на происходящие события?

— Подавляющее большинство операторов, обеспечивающих основной поток в сфере выездного туризма, провели оптимизацию. Отчасти мы возвращаемся к уже пройденному и забытому периоду, когда жители всей страны путешествовали через Москву, потому что не было прямых вылетов. Благодаря экспансии федеральных операторов на протяжении последних 10 лет открывались прямые перелёты из очень многих городов. В этом году идёт сворачивание региональных программ, существенная часть вылетов будет из Москвы. Соответственно, есть полное понимание того, что себестоимость поездки для каждого туриста вырастет. Кроме того повышения цен, которое мы и так видим.

— Стоит ли ожидать новую волну банкротств?

— Безусловно, таких громких историй, какие были в августе в разгар сезона и в сентябре, уже не будет! Но то, что положение дел на рынке в принципе приведёт к тому, что количество игроков сократится, как в операторском, так и в агентском сегменте, не вызывает сомнений. Говорить о том, какое количество игроков уйдёт сейчас, сложно, но есть время, когда можно убедиться, что наши прогнозы подтверждаются, — это март следующего года, дата подачи всех документов в Единый федеральный реестр туроператоров. Мы считаем, что количество юридических лиц, занимающихся турбизнесом во всех видах, сократится примерно на 30 %. И причина не только в экономическом положении в стране, но и ещё и в том, что многим компаниям стало сложно получать страховые или банковские гарантии. Этот фактор в немалой степени будет способствовать сокращению числа юридических лиц, занимающихся туроператорской деятельностью.

— Как выбрать туроператора, чтобы не ошибиться?

— Это самый распространённый вопрос (смеётся). К сожалению, банкротства, которые произошли, дискредитировали многие критерии надёжности, поэтому на данный момент мы рекомендуем обращать внимание на те дополнительные инструменты, которые туроператоры применяют для того, чтобы успокоить своих клиентов, повысить их доверие и обеспечить защищённость на все случаи жизни.

— Что это за дополнительные меры защиты?

— Некоторые туроператоры уже объявили о дополнительной, так называемой расширенной страховке от невыезда, которая предусматривает выплаты туристам в полном объёме стоимости тура, если он не состоялся по любой причине (начиная от болезни человека до закрытия туристической компании). Это больше, чем финансовая гарантия, это страхование персональных средств, которые турист потратил на эту поездку. Конечно, такая страховка стоит дороже, чем стандартная страховка от невыезда — около 7 % стоимости тура, но люди готовы заплатить эти деньги. Я напомню, что клиенты «Лабиринта» получили от 2,5 до 7 % полной стоимости тура — это около 2000 рублей, так лучше их потратить на дополнительную страховку и обеспечить себя средствами, если есть недоверие к оператору.

— Стоит ли доверять скидкам, акциям и покупать туры по выгодным ценам?

— Одна из причин того, что произошло в августе и сентябре, — жесточайшая конкуренция на рынке. Фирмы конкурировали ценой и, конечно, так получалось, что компании буквально спонсировали из своего кармана поездки сотен тысяч россиян. Сейчас, в сложившейся ситуации, с учётом прошедшего коллапса, гнаться за дешевизной категорически нельзя. Когда компания сильно снижает цену, это говорит о том, что её цель — собрать деньги. При этом надо помнить, что есть такое понятие, как «горящий тур», сниженная цена на него имеет право на существование. Это рыночная практика. Для безвизовых направлений такие туры могут предлагаться за 2–3 дня или неделю до вылета. На визовые направления тур начинает «гореть» за две недели до вылета. Если за месяц – полтора до даты отъезда тур объявляется «горящим» и цена на него ставится очень привлекательной, то стоит насторожиться при покупке такого тура.