Депутат Борис Резник: Коррупция - это многоголовый дракон!

Коллаж Андрея Дорофеева

 

   
   

О борьбе с коррупцией в России, о жуликах во власти и их разоблачителях «АиФ» поговорил с депутатом Борисом Резником, членом Комитета Госдумы по безопасности и противодейст­вию коррупции.

Фигуранты по алфавиту

«АиФ»: - Борис Львович, в стране о­бъявлена война коррупции, чуть ли не каждый день мы узнаём новости из Следственного комитета, МВД. Но есть ощущение, что чего-то не хватает. Может, более жёстких законов?

                                                               
Досье
Борис Резник родился в 1940 г. в Тверской обл. Профессиональный журналист. Секретарь Союза журналистов России. С 1980 г. - собкор «Известий» на Дальнем Востоке, автор множест­ва статей о коррупции, «рыбной мафии». С 1999  г. - депутат Госдумы. Состоит во фракции «ЕР», но иногда голосует вразрез с линией партии (как было в случае с «анти-Магнит­ским законом»). Входит в Комитет по безопасности и Комиссию по проверке деклараций депутатов. Женат, двое детей.

Б.Р.: - Все коррупционные схемы уже давно описаны в уголовном законодательстве. Но почему-то количество преступлений росло до сих пор в геометрической прогрессии, законы не работали. Коррупция оказалась многоголовым драконом: одну голову срубаешь - на её месте вырастает десять новых…

Сегодня ситуация наконец начала меняться. Уже никто не скажет, что «нет политической воли»: воля проявлена, причём на самом верху. Мы приняли несколько эффективных антикоррупционных законов, в том числе и закон, который выводит на свет не только доходы, но и расходы власть имущих. Раньше ты мог задекларировать копеечный доход и спокойно покупать виллу в Ницце. Теперь виллу надо показать и объяснить, откуда взял деньги на её покупку. Строже стали спрашивать с элиты за всё, невзирая на лица…

Кстати, в начале нулевых у нас в Думе была очень активная  комиссия по борьбе с коррупцией. Возглавлял её Николай Ковалёв, бывший директор ФСБ. В комиссию входили Юрий Щекочихин, Николай Гончар, ваш покорный слуга… И к нам тогда из спецслужб шёл вал информации - досье на министров и пр. Комиссия инициировала расследования, шли прямо по алфавиту: Адамов - министр атомной энергетики; Аксёненко - вице-премьер, министр путей сообщения; Артюхов - министр природных ресурсов… И далее: Вавилов - бывший замминистра финансов, Франк - министр транспорта, Юсупов - министр энергетики...

Мы тогда разворошили колоссальное осиное гнездо на самом верху. Результаты, правда, оказались не такими громкими. Адамов посидел маленько и вышел. Аксёненко разрешили в разгар расследования уехать за границу подлечиться - там он и умер. Дело Вавилова закрыли за истечением срока давности...

   
   

Сегодня история в чём-то повторяется. Следователи раскрываются всё новые и новые эпизоды разграбления Минобороны. Совершенно фантастические! Но у меня возникает вопрос: а дальше-то что? Где посадки?

Я не юрист, но вник в эту тему и насчитал по экс-министру Сердюкову с пяток возможных уголовных составов. Начиная с «преступной халатности», когда на его изумлённых глазах его люди воровали в огромных масштабах. И заканчивая ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий». И - ничего!

Сердюкова иногда вызывают в качестве свидетеля, относятся к нему с большим пиететом. Мне, конечно, понятно, что такое посадить бывшего министра обороны. Он - секретоноситель. Не дай бог где-то в колонии в общей камере (одиночная по таким статьям не положена) начнёт разглашать государственные тайны. Вместе с ним придётся сажать целый взвод сотрудников ФСО! Сложная возникает коллизия...

С другой стороны, из страны уехал зять Сердюкова, Пузиков. На него уже столько накопали, а предъявить обвинения некому. Уехали две дамы - подозреваемые по делу «Оборонсервиса». Сам Сердюков, говорят, свободно перемещается по миру… Почему, если вскрыты хищения на миллиарды рублей, не взять с этих деятелей хотя бы подписку о невыезде?

Кто кричит «жулики»?

«АиФ»: - Президент фактически объявил о национализации элиты - чиновникам, депутатам запретили иметь иностранные счета и бумаги. Что об этом говорят в думских курилках ваши коллеги? Недовольных много?

Б.Р.: - Если говорить о запрете на иностранные активы, то я за то, чтобы запретить иметь и недвижимость за рубежом. Пока ты работаешь в госаппарате - нельзя! Чиновник или депутат не должен находиться ни в какой зависимости от иностранного государства.

А что касается моих коллег… Это вообще глубокое заблуждение - утверждать, что во фракции «Единой России» сидят одни жулики и воры. Я допускаю, что такие у нас есть. Как, кстати, в любой другой фракции. Но честных и порядочных - абсолютное большинство! Возьмите академика Герасименко - гениального хирурга, который никогда и ничего ни у кого не украл. Или Валентину Владимировну Терешкову, первую женщину-космонавта, многих других наших коллег. Представляете, как обидно им слышать, что они состоят в «партии жуликов и воров»?

Поэтому, когда некоторые мои коллеги - депутаты или журналисты - мажут всех подряд чёрной краской, есть повод подать на них в суд. И кстати, насколько чисты сами обвинители?

Я хорошо отношусь, например, к Илье Пономарёву. Но как так получилось - парень 34 лет от роду вдруг становится советником президента фонда «Сколково»? В Думе как депутат зарабатывает под два миллиона рублей за год - по основному месту работы, которое требует заседать до посинения, работать в комитетах, в регионе, ходить на парламентские слушания и т. д. Откуда у него время на «педагогическую деятельность» в «Сколково», где он заработал 22 млн? Даже лауреатам Нобелевской премии за выдающиеся открытия такие деньги не платят!

Поэтому, если ты критикуешь власть, ты должен, как жена Цезаря, быть вне подозрений. А лидеры нынешней оппозиции сами далеко не безгрешны.

«АиФ»: - Нужен ли нам специальный орган по борьбе с коррупцией с чрезвычайными полномочиями, как в Сингапуре, например?

Б.Р.: - У нас есть Генпрокуратура, полномочий у прокуроров и следователей более чем достаточно. Надо заставить работать уже существующие органы…

И конечно, мы не победим коррупцию, если не начнём её  искоренять на верхних уровнях власти. Потому что на этой, «верхушечной» коррупции строится психология огромного количества мелких жуликов - дескать, ТАМ воруют, а почему мне нельзя?

Вот поэтому не должно быть неприкасаемых. Возьмите Францию: перестал Саркози быть президентом, так его сразу взяли за задницу - проверяют его финансы и т. п. В Италии осудили, казалось бы, всесильного Берлускони. В Китае больших руководителей - вплоть до м­эров городов-миллионников - к с­тенке ставят. Я против расстрелов взяточников, это не наш путь. Но то, что жёст­че с ними надо поступать, - это очевидно.

Читайте также