Нестерильные стационары: в больницах водятся инфекции-монстры

Внутрибольничные инфекции (ВБИ) есть в каждом лечебном учреждении. Но говорить об этом не принято: зачем лишний раз пугать людей?

   
   

- Ни одна больница, ни один госпиталь в мире не может похвастать отсутствием ВБИ, - рассказывает Николай Брико, главный внештатный специалист-эпидемиолог МЗСР РФ, профессор кафедры эпидемиологии Первого МГМУ им. Сеченова, членкор РАМН. - В России мы стали регистрировать их лишь в 1991 г. Обычно среди причин того, что пациенту стало хуже или даже наступил летальный исход, врачи предпочитают писать совсем другие диагнозы.

Синегнойная и страшная

               
КАК ОБЕЗОПАСИТЬСЯ
Перед осмотром врач должен вымыть руки. Забыл? Напомните. Здоровье важнее правил приличия. Медсестра должна сделать то же самое перед уколом, а одноразовый шприц обязаны вскрыть при вас. Перед любыми манипуляциями (смена повязки, закапывание и др.) сами тщательно мойте руки. Никогда не принимайте антибиотики без рецепта врача. Навещаете больного? Вымойте руки перед тем, как к нему подойти.

В России жертвами ВБИ каждый год становятся почти 2,5 млн человек. По численности это схоже с населением крупного города. Парадокс, но на фоне развития высоких технологий увеличивается вероятность инфицирования ослабленного этим лечением человека.

Откуда берутся ВБИ? Их вызывают те же микроорганизмы, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Условно-патогенные микробы во внутрибольничных условиях становятся убийцами. Здоровому человеку они нипочём, а вот для ослабленных пациентов опасны.

Кроме того, микроорганизмы эволюционируют гораздо быстрее, чем человек. Появляются новые штаммы, которые научились бороться с лекарствами и даже в них размножаться.

- Например, синегнойная палочка. 20 лет назад это был безобидный организм, который присутствовал везде, а сегодня - убийца номер один, - объясняет Н. Брико. - Потому что путём передачи через больных, ослабленных людей сформировался госпитальный штамм. Он приобрёл устойчивость и ко всем препаратам, и к дезсредствам. Теперь он размножается в фурацилине (!).

Сегодня около 500 микроорганизмов могут поражать человека, которому оказывают медицинскую помощь.

   
   

Особенно рискуют пациенты хирургических отделений.

- Только 50% сложных хирургических операций проходит с применением одноразового стерильного белья для пациентов и одежды для врачей, - говорит Ирина Кравец, директор департамента медицинской и стоматологической продукции крупной компании. - Даже мытьё рук часто не проводится. А если рана обработана нестерильными повязками или при операции допустили использование нестерильного инструментария, то инфекции не избежать.

Немногие стационары могут похвастаться стерильной одеждой для врачей. Интересно, что в скандинавских странах исследования показали: если врачам всего лишь обрезать рукава халатов, то передача ВБИ резко понижается. И никаких затрат - просто элементарная гигиена. В Европе и США вообще нет никаких бахил, посещение пациента возможно в любое время. Но в каждой палате висит дозатор с дезинфицирующей жидкостью, которой моют руки все - пациенты, врачи, гости, медперсонал.

Помыли и... ещё раз помыли

Несоблюдение элементарных правил гигиены удручает. В начале 1990-х гг. медсёстры делали зарубки по количеству стерилизаций. На одноразовых (!) инструментах. Часто инструмент выбрасывали только потому, что заканчивалось место для таких зарубок.

- Проблема использования одноразового инструментария повторно, даже шприцов, существует до сих пор, - продолжает Н. Брико. - Ни в одной европейской стране нет такого понятия, как постинъекционное осложнение. Только у нас. Казалось бы, сегодня использование шприцов несколько раз немыслимо - они стоят копейки, но статистика говорит сама за себя. Постепенно внедряются саморазрушающиеся шприцы, которые нельзя использовать повторно. Но стоят они дороже.

В группе риска и роддома. Здесь регистрируется почти 35% ВБИ. Ежегодно инфицируются более 700 тыс. детей. Вспомнить хотя бы стафилококк, которым сплошь и рядом заражают малышей. Да, роддома периодически закрывают на мойки. Но, если там уже завёлся мутировавший микроорганизм, он находится повсюду, даже во внешней среде. Если такое случается за рубежом, то роддом перепрофилируют в какую-то иную организацию.

Другая проблема - назначение антибиотиков без учёта микрофлоры, которая циркулирует в каждом из стационаров. В результате микроорганизмы приобретают устойчивость к лекарствам и превращаются в тех самых убийц.

Риск передачи ВБИ очень высок при эндоскопических манипуляциях. При гастроскопии подробно узнайте, как стерилизовался эндоскоп. Это должно делаться в специальной машине, а не просто кипятиться и протираться спиртом. Пар не может проникнуть в самые маленькие детали современных аппаратов. По возможности обзвоните несколько клиник и делайте обследование только там, где вам гарантируют безопасность.

Смотрите также: