«Я тебя породил». Радикалы целятся в кресло Порошенко

Радикалы грозят новыми беспорядками в Киеве. © / Shutterstock.com

Если ещё зимой 2013–2014 годов на Майдане плечом к плечу стояли Пётр Порошенко, Арсений Яценюк, Юлия Тимошенко, Дмитрий Ярош, Олег Тягнибок, Олег Ляшко и другие достаточно политически разношёрстные персонажи, то сегодня, когда пришло время делить «трофеи» госпереворота в виде власти, друзей быть не может. События в Мукачёво и беспорядки у Верховной Рады 31 августа показали, чьими руками может быть осуществлён новый Майдан.    
   

Правило революции

То, по какому сценарию развиваются события в Киеве, высказано в старой поговорке, и нового здесь ничего не добавишь: «Революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы». Правда, когда эта фраза рождалась, ещё не были отработаны в таком совершенстве технологии «цветных» революций.

Роль романтиков сыграли простые киевляне с действительно активной гражданской позицией и желанием лучшей жизни. Фанатики-националисты стали таранной силой Майдана. Теперь же и население, и националисты оказались не у дел, оказав всё необходимое содействие тем, кто сейчас пользуется всеми плодами.

Так происходит всегда: сначала свершается революция, а потом внутри коалиции главных революционных сил начинается борьба за власть. Так было во время Великой французской революции, так было во времена Английской буржуазной революции, так было и в России. И всегда люди, поднявшиеся на волне народного бунта и возглавившие протест, плохо кончали. Так было с Робеспьером (казнён), так было с Кромвелем (казнён и обесчещен посмертно), так было с Троцким (убит).

Правило бумеранга

Зимой 2013–2014 на киевских улицах избивали и калечили бойцов «Беркута», а героями назначали «революционеров» с битами и тротуарной брусчаткой в руках. Тех, кто не поддерживал новую власть и новые порядки, провозглашали сепаратистами и жгли в Доме Профсоюзов.

Госпереворот свершился, власть сменилась. В качестве отступного запрещённые на территории России организации УНА-УНСО* и «Правый сектор»* были не просто возведены на Украине в статус официальных и разрёшенных, но и удостоены героического ореола. Теперь Порошенко приходится прятаться за спинами нацгвардейцев от сорвавшихся с поводка националистов. Против украинских лидеров теперь встают вскормленные ими же батальоны.

Брусчатка в руководителей страны пока не полетела, но уже летят гранаты, и опять гибнут люди. Только теперь погибшие силовики не объявляются врагами народа, а удостаиваются государственных наград.

   
   

В поисках виноватых

Не стоит забывать, что оружие в руки тому же «Правому сектору» вложил как раз Майдан. Первым «звоночком» для киевской власти стали июльские события в Мукачёво, когда члены ПС устроили перестрелку с правоохранителями. Расследование обстоятельств произошедшего до сих пор не завершено.

Читайте также: Беспорядки у здания Верховной Рады Украины>>

Потом были события 31 августа перед стенами Верховной Рады, когда добровольческие батальоны затеяли столкновения с нацгвардейцами. В ответ на принятие в первом чтении предусмотренных минскими соглашениями поправок в Конституцию Украины у здания парламента начались беспорядки, в результате которых 150 человек получили ранения, трое погибли. Глава МВД Арсен Аваков сразу же возложил вину за случившееся на лидера объединения «Свобода» Олега Тягнибока. Тот в ответ подал на министра в суд «относительно защиты чести и достоинства».

Экс-министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко уверен, что столкновения под Радой — это продолжение банальной борьбы за власть между вчерашними союзниками по Майдану, пишут РИА «Новости — Украина». Он считает, что власти всеми способами сейчас будут призывать сплотиться перед лицом внутреннего террора, а «Свободу» и «Правый сектор» легально уничтожат под одобрительные крики общественности, которая ещё вчера считала радикалов настоящими патриотами.

«В общем, налицо изменение ситуации: новый политический сезон открывается поиском внутренних врагов и борьбой на втором, внутреннем фронте. Это, извините, — классика революции и гражданской войны. То, что вчерашние союзники обвиняют друг друга в предательстве и работе на "врагов нации", вполне ожидаемая реакция», — отметил Захарченко.

Я тебя породил...

В подтверждение слов экс-министра во вторник днём в Одессе правоохранителями был задержан лидер областного «Правого сектора». Это уже «вдогонку» к 16 подчинённым Тягнибока, которые содержатся под стражей без права залога.

В данном случае правоохранители и суды сработали быстро, в отличие от расследования, например, событий 2 мая в Одессе. И неудивительно. Порошенко перепугался не на шутку. Во вторник на расширенном заседании правительства он заявил: «Я думаю, в ближайшее время станут известны подробности, которые предоставят следственные органы. Это будет ужас, когда вы услышите планы террористов и что они собирались сделать».

Сам Тягнибок своей вины в случившемся не видит. В среду, выступая в шоу Савика Шустера, он заявил, что власть своими действиями может довести националистов «до полного отчаяния, начнутся голодные бунты», а ответственность за «кровавое месиво» перед зданием Рады лежит на самой власти.

Вообще отношения между Порошенко и националистически настроенными радикалами, стараниями которых, собственно, он в своё время и занял президентский пост, всё больше и больше накаляются. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко уже вызвал Петра Алексеевича на дуэль, пока в виде теледебатов, а «Правый сектор» грозит новыми беспорядками в Киеве. Летом ряд СМИ процитировали заявление пресс-службы ПС о том, что в случае нового государственного переворота Порошенко вряд ли успеет выехать из страны, как это сделал Виктор Янукович зимой 2014 года.

Впрочем, эти выпады могут быть напрямую связаны с недовольством властью и частной обидой украинских олигархов, ряд которых оказывает не только моральную, но и материальную помощь радикальным националистическим движениям.

Для Порошенко всё это сюрпризом не является. Сразу после «восшествия на престол» он огородил здание своей администрации забором от проходных улиц и выставил охрану. При этом его предшественник — и. о. президента Александр Турчинов — в разгар революционного воодушевления хотел этот забор как раз демонтировать. Тогда на фоне народного ликования на Майдане лозунг о том, что «власть должна быть доступна для людей», приходился как раз кстати.

Мы наш, мы новый мир построим

Спустя год речь уже идёт о начале «нового этапа революции» и подготовке к референдуму о недоверии власти. Кроме того, энергию, которая останется неиспользованной в результате перемирия на Донбассе, тоже надо будет куда-то выплёскивать, ведь именно эти три образования — «Правый сектор», «Свобода» и «Радикальная партия» Олега Ляшко — являются основой украинской «партии войны».

На их сторону робко склоняется Юлия Тимошенко, но это скорее тактический ход. «Батькивщина» наряду с партией Ляшко выступила против конституционных поправок, а после заявления последней о выходе из состава парламентской коалиции госпожа Тимошенко получила хороший козырь — возможность шантажа: либо она получает хорошее место в правительстве, либо хлопает дверью вслед за «радикалами».

Ряд экспертов уверены, что возможность нового Майдана в Украине реально существует. Только на сей раз революционная волна вынесет на поверхность националистически настроенных политиков. О возможности возвращения Юлии Владимировны речь идёт уже давно. Последнее слово сейчас остаётся за западными кураторами.


*Экстремистские организации, деятельность которых запрещена на территории России.