Денис Денисов, директор Украинского филиала Института стран СНГ
С самого начала события, происходившие в Верховной Раде Украины и её околицах в понедельник 31 августа, напоминали дешёвую постановку. Шоу началось с блокирования президиума ВР депутатами от «Радикальной партии» Олега Ляшко и присоединившимися к ним представителями «Свободы». Однако это совершенно не помешало спикеру парламента Гройсману выйти на трибуну и провести заседание с голосованием относительно изменений в Конституции относительно децентрализации власти. В итоге за документ проголосовали 265 депутатов, против — 87 человек. По опыту работы украинских парламентариев можно сказать с очень высокой степенью вероятности, что если бы депутаты, которые проголосовали в итоге против изменений, имели реальные намерения заблокировать работу Рады, они с ёгкостью это бы реализовали. Как мы помним, ещё несколько лет назад гораздо меньшему количеству человек это вполне удавалось.
В то же время возле стен Рады произошла очередная трагедия: представители «Свободы» Тягнибока, «Радикальной партии» Ляшко, «Укропа» Коломойского и «Правого сектора»* устроили митинг с требованием не голосовать за изменения в Конституции в части пункта по Донбассу. В итоге их акция переросла в столкновения с охранявшими Раду нацгвардейцами. В результате 141 человек пострадал (131 — силовики), два правоохранителя погибли. В этой трагедии представители украинской власти, а именно глава МВД Арсен Аваков обвинил партию «Свобода» и её лидера Тягнибока, ещё недавно являвшегося соратником киевского режима.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини также отреагировала на голосование в ВР. По её словам, «поправки также будут способствовать реализации Минских соглашений».
Более откровенно прокомментировал голосование в ВР экс-посол США на Украине С. Пайфер. По его мнению, «украинским властям следует делать всё возможное, чтобы создать видимость полного выполнения официальным Киевом Минских соглашений. В случае же срыва данных договорённостей вину можно будет возложить на Россию и ополченцев».
Как мы видим, западные партнёры уже и не пытаются демонстрировать непредвзятость относительно урегулирования конфликта на Украине и соблюдения Минских соглашений. Складывается впечатление, что западные партнёры в упор не видят пункт 11 Минска-2, в котором чёрным по белому записано: «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учётом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)...».
Подводя итог сказанному, можно сделать несколько выводов. События 31 августа в Киеве в значительной степени сыграли на руку Порошенко. Во внутренней политике благодаря провокациям возле ВР у президента появилась совершенно обоснованная возможность расправиться со своими политическими конкурентами из партии «Свобода» в преддверии местных выборов на Украине (как мы знаем, эта политическая сила является одним из основных конкурентов партии власти в западных регионах страны). Во внешней политике и ожидаемых переговорах в «нормандском формате» у Порошенко появляется дополнительный аргумент относительно невозможности прямых переговоров с представителями ДНР и ЛНР. Этот аргумент заключается в том, что если фактически декоративные поправки в Конституции, которые не дают никакого статуса ДНР и ЛНР, вызывают такую бурную реакцию у значительной части украинского политикума, то, соответственно, ни о чём более конкретном и речи идти не может. Исходя из позиции, занимаемой западными партнёрами относительно игнорирования официальным Киевом выполнений Минских соглашений, мы можем предполагать, что представители ЕС и США будут настаивать на том, что Украина соблюдает Минские соглашения, и выставлять новые требования Российской Федерации по урегулированию ситуации на Донбассе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
*Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.