Принесла Юматову и любовь, и беду. Несчастная судьба актрисы Крепкогорской

Муза Крепкогорская в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год © / Кадр из фильма

В конце 1940-х режиссер Сергей Герасимов стал первооткрывателем целой плеяды талантливых актеров. Ещё во время войны он взял их на свой совместный с Тамарой Макаровой курс во ВГИКе, поставил с ними спектакль по только что вышедшему роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», а затем перенес этот спектакль на киноэкран. Фильм оказался очень популярным, и его успех отразился почти на всех исполнителях — в основном на тех, кто играл роли первого плана. Олег Табаков, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук — эти фамилии в течение нескольких десятилетий определяли лицо советского кинематографа.

   
   

Но были в «Молодой гвардии» и несчастливые роли. Так, Евгений Моргунов сыграл предателя Стаховича — и во время одного из показов артиста едва не побили. Лишь много позже, очень сильно внешне изменившись из-за диабета, он «реабилитировал» себя, сыграв комическую роль Бывалого в комедиях Леонида Гайдая. А вот у Музы Крепкогорской, которая сыграла ещё одну предательницу молодогвардейцев, своего «Бывалого» в кинокарьере не случилось. Зато в её жизни благодаря этой картине случился Георгий Юматов, для которого она стала и музой, и проклятием.

Муза Крепкогорская (слева) в фильме «Молодая гвардия», 1948 г. Кадр из фильма

 Хотела сыграть Любку Шевцову 

Муза Крепкогорская родилась в артистической семье — её отец был аккомпаниатором Шаляпина. Правда, на момент её рождения — это случилось 9 июля 1924 года — сотрудничество отца со знаменитым басом закончилось, поскольку Шаляпин решил не возвращаться в Советскую Россию. На память о тех временах в семье остались лишь фотографии. Но коллеги-музыканты регулярно напоминали Крепкогорскому о былой связи с «изменником», и эти напоминания, а заодно и начавшиеся чистки в итоге довели его до самоубийства в 1936-м. Эта трагедия сильно повлияла на 12-летнюю дочь, Муза на какое-то время даже перестала говорить... Потом всё наладилось, но поступок отца она так и не приняла. 

После школы Крепкогорская поступила сразу в два вуза — на биофак МГУ и во ВГИК, на тот самый военный курс Герасимова и Макаровой, но в итоге выбрала кино. Училась прилежно — заслужила и сталинскую стипендию, и красный диплом, так что в «Молодой гвардии» она рассчитывала на ведущую роль, хотела сыграть Любку Шевцову. Но судьба рассудила иначе — на роль Шевцовой утвердили Инну Макарову, причем решающим оказался голос Фадеева; Герасимов видел Макарову в роль Вали Борц. Ну а Крепкогорской досталась предательница, которая в фильме была выведена под фамилией Лазаренко.

«Не хватало доброты и обаяния» 

В принципе, в кино регулярно получается так, что желаемая роль уходит другому претенденту. В архивах «Мосфильма» осталось множество проб именитых и заслуженных для фильмов, которые могли их прославить, если бы режиссеры и худсовет выбрали бы именно их. Но Крепкогорская эту неудачу пережила очень тяжело и, как вспоминала Макарова, начала распускать про счастливую соперницу нехорошие слухи — мол, та «обработала» Герасимова и лишь поэтому сыграла Любку.

«На самом деле Музе не хватало доброты и обаяния», — говорила Макарова.

Впрочем, та же судьба свела её на съемках с Юматовым — словно в компенсацию неполученной роли. Этот актер не учился у Герасимова — он провоевал всю Великую Отечественную, хотя родился в 1926-м, несколько раз был ранен, имел боевые награды, а в кино попал случайно, познакомившись с Григорием Александровым, который уговорил демобилизованного матроса сыграть небольшой эпизод в «Весне». Знакомство Юматова и Крепкогорской продолжилось, а после «Молодой гвардии» пара расписалась. И началась их долгая и странная семейная жизнь.

   
   

 «Часто устраивала истерики» 

Карьера Юматова после «Молодой гвардии» определенно пошла в гору. Он был востребованным актером, его приглашали в громкие фильмы того времени, а роли, которые ему предлагали, становились всё ярче и значительнее. У Крепкогорской же карьера не ладилась — она так и остановилась на небольших эпизодах, которые её, разумеется, совершенно не удовлетворяли. Иногда помогал муж — по его протекции супруга получала ту или иную роль, но чаще даже это не срабатывало. Всё же авторитет у Юматова тогда был не такой, каким станет после «Офицеров».

«Она [Крепкогорская] часто устраивала истерики своему „Жоржу“, что ее актерская судьба не складывается», — вспоминала Макарова.

При этом слухи об их жизни ходили самые разные — в основном такие, что буквально убивали репутацию актрисы. Она и вечеринки регулярно устраивает на заработанные мужем деньги, и хозяйством не занимается, и еду не готовит, и детей рожать не хочет, потому что боится из-за беременности пропустить «ту самую роль». Судя по всему, многие из этих слухов были правдой — во всяком случае, пара так и осталась бездетной. Юматов, похоже, не был доволен сложившейся ситуацией, они однажды едва не развелись, но каким-то чудом смогли сохранить семью. Говорили, что и увлечение актера спиртным, из-за которого он, например, лишился роль красноармейца Сухова в «Белом солнце пустыни» — дело рук его супруги, которой так было проще что-то у него выпрашивать.

Муза Крепкогорская в фильме « Не может быть!», 1975 год Фото: Кадр из фильма

Жена генерала 

У Юматова, как известно, «та самая роль» всё же случилась — после «Офицеров» 1971 года он буквально застолбил за собой образ правильного военного, поделив славу этой картины с Василием Лановым. А вот у Крепкогорской такой роли не было, хотя фильмография у неё — пусть и по количеству фильмов — весьма солидная. Она, кстати, и в «Офицерах» снялась, сыграла мать Маши — роль крошечная и почти не запомнившаяся зрителям. А так её можно увидеть и в сказках — «Огонь, вода и… медные трубы» Александра Роу, появлялась она и в комедиях, и в мелодрамах. Но, пожалуй, самой известной стала роль генеральши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — тоже крошечная, на несколько секунд, но она очень хорошо иллюстрировала состояние дел в семье Юматова и Крепкогорской. Правда, в фильме её парой был совсем не Юматов. 

Пожалуй, в таком положении дел больше всего виновата она сама — характер актрисы и её стремление к «звездности» поставили крест на возможности запомниться зрителям в качестве исполнительницы характерных, но ярких ролей. Ну а отношение к ней коллег лучше всего характеризуют слухи, которые последовали за трагедией 1994 года, когда Юматов случайно застрелил своего собутыльника. Многие были уверены, что роковой выстрел сделала Крепкогорская, а муж лишь в очередной раз «прикрыл» жену своим авторитетом. Но следствие эту версию, кажется, даже не рассматривало. Юматов же был освобожден от наказания по амнистии как ветеран войны.

Георгий Юматов скончался в 1997-м, и Крепкогорская осталась одна — после почти полувека жизни за надежной спиной своего мужа. Одну её, конечно, не бросили — заходили соседи, навещал сценарист Виктор Мережко, который был с актрисой до самой её смерти. Но жизнь без Юматова оказалась не для неё — Муза Крепкогорская прожила ещё два года и скончалась в 1999-м; её похоронили рядом с мужем, на Ваганьковском кладбище.

Надгробный памятник Георгия Юматова, Музы Крепкогорской и Лидии Крепкогорской (матери Музы) на Ваганьковском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org/ Сергей Семенов