Увы, реально «помериться размерами» с самым дешёвым на планете автомобилем в России невозможно. Несмотря на слухи о закупке партии «демократичных индийцев» для мэрии Москвы, самой обсуждаемой в мире машины в России днём с огнём не сыщешь. Чтобы разузнать для читателей «АиФ», что у неё всё-таки внутри, когда «Тата Нано» доедет до России, и где же наш ответный «дешёвый удар» по мировому автопрому, мне пришлось подключить к «татарасследованию» Бомбей, Дели, Нижний Новгород и… Анатолия Карпова.
Глас народа
- Знаешь, какие у нас сейчас два самых популярных анекдота в Дели? - спрашивает меня по телефону индийская коллега и подруга Джая Шири. - «Сколько инженеров нужно, чтобы создать «Тата Нано»?» - «Два. Один, чтобы складывать детали, второй - чтобы наносить клей» и «Как можно удвоить цену «Тата Нано»?» - «Заполнить бак!»
Несмотря на слухи и анекдоты, в первый же день продаж «Нано» в Индии на неё подали 81 000 заявок, их количество увеличивается день ото дня чуть ли не в геометрической прогрессии. Ещё бы - за 2500 долларов до этого в Индии можно было купить разве что мотоцикл.
«Вообще-то в самой дешёвой комплектации «Тата Нано» стоит 140 тысяч рупий - это 2880 долларов, - уточняет Джая. - Но внутри не всё так страшно, как зарубежные газеты пишут. Я в «Нано» два раза сидела - у меня сосед в национальную лотерею право покупки одной из первых машин выиграл. Рассказываю специально для твоих русских читателей, пусть не верят тому, что английские и американские завистники пишут.
Дворник на лобовом стекле один, - перечисляет «наш индийский агент». - Колёса, правда, крепятся на трёх болтах. Нет радио, усилителя руля, электростеклоподъёмников и кондиционера. Приборная панель европейцу покажется «пустынной»: на ней осталось только самое основное - спидометр, указатель количества топлива в баке и индикатор уровня масла. С другой стороны, у наших моторикш и этого никогда не было! Двигатель тоже скромный - размером с две бутылки пива, но зато у «Нано» четыре двери! Это полноценный автомобиль, а не двухместное баловство вроде «смарта». Зато мотор потребляет всего 4,3 л топлива на 100 км пробега. И она за 25 секунд разгоняется до 100 км в час!»
«Мы прогнали дилеров!»
За счёт экономии на одном дворнике машину до 2,5 тысячи долларов не удешевишь. Западные СМИ наперебой пытаются раскрыть «чёрные технологии» создания «Нано»: то у неё двери из прессованного картона, то колёса без шин, то «руль без тормозов». «На самом деле всё дело в чёткой научной организации процесса производства, - гордо пояснил специально для «АиФ» Девашин Рэй, начальник отдела по связям с общественностью головного офиса «Тата Моторс» в Бомбее. - Мы поставили задачу каждой компании, разрабатывающей детали для «Нано», максимально удешевить и упростить свой вклад без ущерба для качества».
Например, одна известная компания разработала специально для «Тата Нано» 35-амперный генератор весом 5,6 кг - проще и дешевле обычного. Индийцы использовали в автомобиле очень простые микросхемы, сразу выбрали двухцилиндровый - самый дешёвый из возможных - двигатель. Ещё один суперважный момент в минимизации стоимости связан с распространением. Чтобы снизить конечную цену для покупателя, компания «Тата» решила отказаться от посредничества дилеров и сразу продавать машины покупателям. Вместо того чтобы отгружать готовые авто перекупщикам, она будет поставлять почти собранные автомобили на мини-заводы - спутники. На них будет производиться досборка машин, а покупатели станут забирать свои автомобили прямо у ворот предприятий.
В Европе, в том числе в России, индийское суперчудо должно появиться в 2011 году. Представители компании «Тата» не смогли назвать мне точную сумму, за которую у нас можно будет купить «немножко дешёвого автосчастья», но, по подсчётам самых разных экспертов, «Тата Нано» обойдётся российскому любителю индийской экзотики уже в… 5 тысяч евро! Добавится цена «европейской безопасности»: полноценные бамперы, усиленный кузов, подушки безопасности и т. п. Возникает закономерный вопрос: а оно нам «нано»? Не проще ли создать по индийской схеме дешёвый российский автомобиль, элегантно переплюнув «Тата Нано»?
Если б «мишки» были «пчёлками»
Официальный выстрел по индийским «НАНОтехнологиям» готовит, как оказалось, наш АвтоВАЗ. «В 2011 году должна стать на конвейер новая бюджетная модель Lada-2190, созданная на базе Lada Kalina, - рассказали мне в отделе по связям с общественностью завода АвтоВАЗ. - Стоимость её будет начинаться от 220 тысяч рублей». Звучит маняще, но всё-таки, граждане: 220 тысяч рублей - никак не 2,5 тысячи долларов! Неужели в России нельзя создать ну совсем народный автомобиль? Ведь несколько лет назад - я отчётливо помню - везде говорили о том, что советский шахматный король Анатолий Карпов вот-вот заполонит страну супердешёвыми машинками со смешным названием «Мишка». В 2002 году предполагалось, что стоимость автомобильчика, похожего на игрушечный джип, составит 2-3 тысячи долларов. И где?
«Всё дело в том, что в Индии банки активно помогают своей промышленности, - вздыхает «идейный» отец «Мишки» Анатолий Карпов. - У нас - нет. Ни государство, ни банки, похоже, не заинтересованы в появлении дешёвой русской малолитражки. У нас есть разрешение на производство трёх моделей «Мишек» - универсала, пикапа и фургона, все они успешно прошли испытания, но… администрация Тульской области, которая сначала активно пошла нам навстречу, увязла где-то в середине пути. А ведь наш «Мишка» стоил бы от 165 тысяч рублей, собирался бы из российских комплектующих и просто спас бы сельских жителей за счёт высокой проходимости! Первые наши «мишки» вот уже несколько лет по Туле бегают. Чтобы наладить массовое производство для всей страны, нам нужно всего 30 миллионов долларов - это небольшие деньги для автомобильной промышленности. В Индии их можно найти, в России - нет».
В 1999 году разрабатывался проект целого семейства бюджетных микроавтомобилей под поэтичным названием «Пчёлка». Она так промышленно и не зажужжала, вот только, поговаривают, «Тата Нано» на неё подозрительно похожа. Ой, не заставляют ли нашу «Пчёлку» собирать нектар с индийских цветов?
Смотрите также:
- Папа купил автомобиль. Можно ли сегодня найти машину за 150 тыс. рублей? →
- Peugeot 107 вновь стал «Автомобилем года в России 2009» →
- Бензин Аи-92 пропадёт с российских заправок →