АиФ.ru: - Сергей Владимирович, каковы, на ваш взгляд, должны быть три главных действия власти, чтобы злоупотребления в сфере ЖКХ из правил стали исключением?
С.В.: - Начну с того, что не соглашусь с постановкой вопроса: в Российской Федерации, а также и в Иркутской области, нет такого «правила» – «злоупотреблять в сфере ЖКХ».
Например, в Приангарье сегодня в эксплуатации больше тысячи коммунальных теплоисточников и 13 крупных ТЭЦ – громадное энергетическое хозяйство. В жилищно-коммунальном комплексе области к централизованному теплоснабжению подключены почти 27 тысяч жилых домов, около 4 тысяч объектов социальной сферы.
С 1 января Министерство обороны РФ передало нам ответственность за работу 26 теплоисточников в военных городках – они обеспечивают теплом еще 29,5 тысяч человек.
В северных территориях мы начали отопительный сезон 3 сентября. Через две недели прошёл запуск котельных на всей территории Иркутской области.
Нынешняя зима в регионе прошла без серьёзных сбоев в подаче тепла населению. Но ещё в мае отопительный сезон у нас продолжается по всей области. То есть, многие тысячи человек добросовестно выполняли и выполняют свою работу без всяких «злоупотреблений».
Однако проблемы в отрасли есть. И закрывать глаза на них мы не собираемся. В большинстве случаев они связаны с деятельностью управляющих компаний.
То, что вы называете «злоупотреблениями», я бы определил по-другому. Чаще всего это – нарушения: либо в расчетах, либо в оформлении документов, которые допускают недобросовестные или неграмотные работники и руководители сферы ЖКХ. Вот с этими явлениями надо бороться.
Сегодня в Иркутской области зарегистрировано 780 организаций по оказанию услуг в жилищно-коммунальном комплексе. Среди них 181 управляющая компания – у нас 16 муниципальных УК и 165 частных. Мы проводим учёбу специалистов ЖКХ и представителей собственников жилья. Но чтобы люди научились пользоваться своими правами и защищать их, нужно время.
Введение новых тарифов на коммунальные услуги в Приангарье предусмотрено с 1 июля 2013 года. С 1 января мы вводили новые нормативы потребления, но их использование пока приостановлено. Идут проверки правильности расчётов. Хотя в этой области «злоупотреблений» не обнаружено: тарифы на коммунальные ресурсы мы регулируем и контролируем.
В отличие от тарифов на коммунальные услуги, которые устанавливает власть, есть ещё жилищные услуги. Плата за содержание и ремонт жилья не относится к регулируемым видам деятельности. Но она занимает существенную долю в квартплате. Её размеры обязаны установить жильцы-собственники на общем собрании. А как это происходит в действительности? Зачастую и собраний не проходит, а документы оформляются «задним числом», в лучшем случае методом поквартирного обхода. Разве власть виновна в том, что жители многоквартирных домов пассивны?
Поэтому первым пунктом я бы назвал разъяснительную работу среди граждан о необходимости контроля каждым собственником деятельности своих управляющих компаний. Необходимо поменять сознание наших граждан, и объяснить, что они собственники не только своих квартир, но и общего имущества – всего дома.
Учитывая серьёзный износ коммунальных сетей, который возник не сегодня и даже не вчера, требуется пристальное внимание властей всех уровней к этой проблеме. Для её решения нужно увеличение средств на модернизацию сферы ЖКХ. Такие работы позволят повысить качество предоставляемых услуг и снизить оплату. Это – второе действие.
Третье: закон должен быть таков, чтобы жители очень легко могли выбрать или сменить поставщика коммунальных услуг – процедура перехода от одной компании к другой должна быть максимально упрощена. Вместе с этим со стороны надзорных органов на федеральном уровне и муниципальной власти должен быть установлен строгий контроль над прозрачностью деятельности управляющих компаний и ТСЖ, а также предусмотрено обязательное раскрытие ими всей информации на установленных площадках.