Отопительный сезон – 2012 стартовал в северных районах региона 3 сентября, но только к 11 октября в работу были запущены все 1077 теплоисточников, обогревающих населённые пункты региона. До последнего момента сохранялась напряжённая ситуация в Нижнеудинске, где одна из организаций отказалась обслуживать котельную, к которой присоединены два жилых дома.
Военные уйдут, проблемы останутся
Кроме того, необходимо было решить проблемы с теплоснабжением военных городков, в частности в Чистых Ключах Шелеховского района. Вопрос удалось «разрулить» неимоверными усилиями, однако он по-прежнему не снят с повестки дня. С 1 января 2013 года почти все котельные, находившиеся ранее в ведении Минобороны, выйдут из-под опеки военных. Лишь 2 из 55 теплоисточников останутся на балансе Минобороны.
Во многих бывших частях котельные устаревшие, поэтому сейчас прорабатывается возможность модернизации неэффективных теплоисточников.
– Если в этом сезоне мы получили котельные такими, какие они есть, то в следующем году ситуацию надо исправлять. Необходимо предпринять все усилия, чтобы это не легло тяжёлым бременем на бюджет, – говорит губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Приангарья Евгений Селедцов докладывает, что в большинстве территорий области отопительный сезон проходит в штатном режиме. Однако сложности всё же есть.
В посёлке Новая Игирма Нижнеилимского района возникли проблемы с поставками топлива. Туда уже отгружены пять вагонов угля с Переяславского угольного разреза в Красноярском крае. Достаточный запас угля отсутствует и в Усть-Куте на ряде котельных.
Чтобы контролировать прохождение отопительного сезона, в этом году в правительстве региона создали специальную рабочую группу. Она также будет заниматься мониторингом поставок топливно-энергетических ресурсов, комплектованием аварийно-технического запаса.
– Стратегическая задача такова: нам необходимо уйти от «ручного управления» процессом, как это было раньше. Рабочая группа должна разработать единую систему подготовки к зиме, оценивать работу территорий по одним стандартам. И совершенно исключить ситуации с недопоставками топлива в ходе зимы, – поясняет губернатор.
Дворы «закатали»
Что касается готовности наших дорог к зиме, то их худо-бедно успели отремонтировать. Все работы закончили к 1 ноября. Самые большие нарекания вызвал ремонт дворов в городе Иркутске. К середине октября из 130 дворов здесь не были готовы 20. Работы пришлось остановить из-за выпавшего снега и морозов: класть асфальт при минусовой температуре нельзя. Тогда же «всплыли» огрехи подрядчика. Проверка показала, что бордюрный камень во дворах уложен с грубыми нарушениями. По технологии должна быть вырыта траншея, затем укладывается щебень, бетон и только затем бордюрный камень, который снаружи фиксируется бетоном. Предприимчивые же строители основание вообще не готовили, просто воткнули бордюр в землю. От лёгкого нажатия ногой он заваливается. В связи с этим даже вставал вопрос о переносе работ на весну. Однако было решено «закатать» дворы в этом строительном сезоне. Специалисты-дорожники утверждали, что положить асфальт можно успеть до конца октября, но при соблюдении всех технологических норм. Так, температура привезённой асфальтобетонной смеси на месте разгрузки должна быть не меньше 120 градусов. Укладка асфальта возможна при температуре не ниже +10. Соблюдались ли эти условия – вопрос другой… Но дворы всё же заасфальтировали. Сейчас идёт приёмка работ, её результаты пока не оглашаются администрацией Иркутска.
Экстремальный старт
Ещё один «зимний» вопрос – уборка улиц. В этом году коммунальщикам расслабляться некогда. Первый снегопад на Иркутск обрушился уже 12 октября. Тогда выпало 22 мм осадков – это 75 % месячной нормы. Снегопад начался в пятницу, а его пик пришёлся на субботу – воскресенье. Это и спасло дорожников. В выходные многие горожане не брали личный транспорт, поэтому уборка проходила значительно легче.
Так, с середины октября дорожники перешли на зимний режим работы. Сейчас ежедневно на дорогах города задействовано порядка 60 единиц специализированной техники, с помощью которой улицы подметаются и обрабатываются песко-соляной смесью либо жидким реагентом. К концу года планируется приобрести в лизинг новую снегоуборочную технику на 140 млн рублей. Будут закуплены уникальные машины, которые применяются в единичных регионах. Это техника, которая не просто разбрасывает песко-соляную смесь, но и смачивает дорожное полотно жидким реагентом, что улучшает сцепление колёс с дорогой.
Однако если внимательно почитать иркутские интернет-форумы, проблемы с передвижением у горожан всё же возникают. Большинство иркутян жалуются на то, что на тротуарах страшный гололёд, при этом убираются, в основном, центральные улицы, а периферия забыта.
– В первую очередь обрабатываются реагентами самые сложные участки – это магистральные улицы, по которым проходят маршруты общественного транспорта: Байкальская, Советская, Рабочего Штаба, Баррикад, Ширямова, Лермонтова, объездная дорога в Ново-Ленино, – поясняет директор МУП «Иркутскавтодор» Радик Фаразутдинов. – Придворовые территории, примыкающие к дорогам, также находятся в ведении нашего предприятия. Что касается дворов, за порядком в них должны следить управляющие компании.