Примерное время чтения: 8 минут
732

Рынок в Андах: 500 солей стоит мумия ребёнка

Фото Александра Ингилевича

Окончание. Начало в «АиФ. Без границ» N 29 и 31 за 2012 г.

«В одной из индейских лавок, прислоненная к дальней стене, стене, стоит… маленькая мумия ребенка. Не верится, но «экспонат» настоящий: фигурка в позе эмбриона, с согнутыми коленями и ладонями, закрывающими глаза. Она ничем не обернута: по обычаю инков, мумии не пеленали, а одевали в обычные одежды и рассаживали вдоль стен храмов… Этот антиквариат можно купить за 500 солей. Однако, вывезти из Перу – навряд ли…»

Такие воспоминания из поездки по горным районам Перу вынес действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео» Александр Ингилевич. Недавно он побывал в этом удаленном от мест массового туризма государстве Латинской Америки и поделился впечатлениями с «АиФ».

- На вершине горы над городом Куско установлена статуя Христа, немногим меньше известной скульптуры в Рио-де-Жанейро. Чтобы полюбоваться на нее со стороны, мы поднимаемся на смотровую площадку у церкви. Отсюда виден весь Куско. Тут же магазинчик с сувенирами. На бетонной террасе столик и два стула. Индейская бабушка в цветной шапочке и платке, накинутом на плечи приносит нам большие керамические кружки с мате де кока – перуанским чаем из листьев коки. Мы заглядываем в кружки, и видим, что листья не сушеные, как принято в кафе, а свежие – видно, женщина совсем недавно нащипала их с грядки своего огорода...

Торговля с духами

В 33 км от Куско в Священной долине инков реки Урубамба, текущей между высоких Анд находится еще одно место, не слишком затоптанное массовыми туристами  - одноэтажный городок Писак с доисторической крепостью. Кроме нее, особых архитектурных достопримечательностей там нет, но зато расположен довольно большой рынок, где можно купить все, что представляет интерес в этой части Перу. От ярких расцветок накатывает ощущение праздника: краски для шерсти, пончо и ковры вперемешку с овощами и фруктами, амулеты из кожи, орехов и косточек животных… Но главная особенность этого торжища – местный антиквариат. Его можно скупить почти за бесценок.

Бог Виракоча на склоне горы в Ольянтайтамбо - зашифрованные послания инков Бог Виракоча на склоне горы в Ольянтайтамбо - зашифрованные послания инков. Фото Александра Ингилевича

В одной из лавок я вижу старинный бронзовый нож в исконных инкских традициях с ручкой в виде головы ламы, покрытый зеленоватой патиной. Это не оригинал, а реплика, сделанная в XIX или XVIII в., но все-таки не подделка. Важная деталь: антиквариат тут по большей части не таит в себе подвоха. Почти все настоящее. В Перу гораздо проще найти и откопать подлинник, нежели сделать копию или подделку.

Хозяин лавки, услужливо улыбаясь, называет нереальную цену. Начинаем торговаться. В конце торга, после того как названа «последняя цена», продавец вдруг надевает шляпу с перьями, водружает на глиняное блюдо засушенную лапу ягуара, сверху складывает предмет нашей торговли и начинает долго молиться с закрытыми глазами. Затем объявляет: «Да, духи разрешили это продать» и пожимает мне руку. В итоге, я становлюсь обладателем сразу нескольких ценностей антиквариата: это маленькие ножи для индейских обрядов, зеркала из латуни, инкская «монеда» – медная монета в виде топорика. За все 750 солей – около 350 долларов. Очень недорого стоит керамика, причем древнейшая. Цены не кусаются: всего за 7 долларов я приобрел ритуальный сосуд, явно откопанный уакерос – индейцами - охотниками за древностями. Торг начинался с 50-ти…

Краски для шерсти из ламы на рынке города Писак Краски для шерсти из ламы на рынке города Писак. Фото Александра Ингилевича

Мы удаляемся от шумных торговых рядов на окраину рынка, туда, где на прилавках разложены невероятные вещи: ритуальные посохи, увенчанные рогами неизвестных животных, фантастические поделки из чьих-то костей, банки, набитые лапками лягушек и летучих мышей, обезьяньи, крысиные и собачьи головы. Здесь продают атрибутику для колдунов и шаманов. Народу мало. Поднимаю голову, и замечаю раскачивающиеся на ветру… маленькие, величиной с кулак, человеческие головы. Неужели это те самые тцантца? (Тцантца - особым образом высушенная человеческая голова, трофей, искусством изготовления которого владеют индейцы Амазонии. Отрезая головы убитым врагам, они наполняют их горячим песком и стягивают до размеров теннисного мяча. Черты лица при этом сохраняются, а волосы становятся длиннее). С 50-х охота за головами преследуется и находится под запретом, но на деле торговля такими сувенирами ведется. Говорят, что индейцы стали использовать для изготовления тцантца головы ленивцев – ближайших, как они считают, родственников человека…

Фото Александра Ингилевича

Захожу в магазинчик, где выставлено какое-то старье: обломки камня, акульи зубы и ветхие вещи совсем уж непонятного назначения. В помещении никого. В дальней стене дверь. За ней комнатка, где навалены старые шляпы, пучки птичьих перьев, и… у стены та самая детская мумия. Тоже не подделка – оригинал.

Кубики аннунаков

Из Писака поезд привозит нас в Ольянтайтамбо – загадочный город инков на высоте 3500 м. над уровнем моря. Его главная тайна – храмовый комплекс, сложенный из монолитных блоков розового порфира и гранита весом 20-25 т. Блоки пригнаны так тщательно, что между ними невозможно просунуть лист бумаги. Как это сделано? Кажется, что строители, владевшие какой-то неведомой силой, размягчили огромные камни до состояния воска или глины, а затем обрезали по заданной форме… На многих блоках есть впадины, напоминающие отпечатки гигантских пальцев. Напрашивается мысль: розовый храм поставлен не людьми, а великанами, соорудившими его из многотонных кубиков… Как утверждает американский исследователь и писатель Захария Ситчин, неподалеку отсюда находилась площадка для приземления инопланетян – тех самых аннунаков, о которых говорят космогонические вавилонские мифы. Сегодня на склоне горы напротив храма отчетливо видно изображение инкского бога Веракочи – создателя всего сущего. Это суровый бородатый человек с мешком за плечами,  увенчанный короной. Нам он явился в обрамлении радуги…

Фото Александра Ингилевича

Отсюда рукой подать до легендарного Мачу Пикчу – Нового чуда света, называемого «город в небесах», «город в облаках» и «потерянный город инков». Продвинутые люди с альпинистским снаряжением добираются туда горными тропами индейцев через ущелья и перевалы. Другой путь - от Куско или Ольянтайтамбо на поезде, а затем вверх по серпантину. В переводе с языка кечуа «мачу пикчу» значит «старая вершина». Над древнейшим городом Америки возвышается Уайна Пикчу («молодая вершина») – высоченная гора на слиянии двух рек. С высоты птичьего полета сквозь разрывы облаков оттуда можно видеть Мачу Пикчу как на ладони. Добираться нелегко: это серьезный марш-бросок минут на 40 по обрывистой тропе. Чтобы не сорваться, приходится цепляться за камни, кусты и корни.

Венчает вершину пирамидальный камень, чуть покачивающийся под ногами. Далеко внизу, узкой ленточкой извивается полноводная Урубамба… Дыхание перехватывает от страха и восторга, а потом приходит чувство вселенского успокоения, которое, нет-нет, да и всплывёт потом в суете дождливых питерских будней.

«АиФ. Без границ» N 35 за 2012 г.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах