«На второй или третий день после прилёта в модном спортивном баре «Три угла» на одной из улочек богемного района Мирафлорес официант-креол ставит на ваш столик посреди открытой веранды огромное ведро со льдом, из которого торчат горлышки пивных бутылок. Это старый добрый перуанский сорт «Кускеньо Негра» - тёмное и лёгкое пиво из горной провинции Куско. Его приятно пить в жаркий полдень. Вы делаете первый прохладный глоток этого древнего напитка и только тогда по-настоящему понимаете, что вы в Лиме - «городе королей»...»
Такие ощущения в столице Перу испытал действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео» Александр Ингилевич. Недавно он побывал в этом удалённом от мест массового туризма государстве Латинской Америки и поделился впечатлениями с «АиФ».
Гаруа и балконы из кедра
- «Прекрасным и восхитительным городом королей» назвал Лиму в 1535 г. её основатель испанский конкистадор Франсиско Писарро. Сегодня в этом мегаполисе с населением 8 млн человек у подножия Анд на побережье Тихого океана живут уже не короли, а разноязычные народы - индейцы кечуа и аймара, испанские перуанцы, метисы, креолы, европейцы, японцы и китайцы. Официальных языков два: испанский и кечуа. А в баре «Три угла» к нам не раз обращались по-русски, поскольку, как выяснилось, в этом месте кроме прочих иностранцев традиционно собираются русские эмигранты и студенты, приехавшие из нашей страны. Оказывается, выходцев из России в Перу хватает, и многие из них, переселившиеся сюда уже давно, сегодня стали преуспевать.
Ещё одна отличительная и очень уютная черта Лимы - деревянные балконы из никарагуанского кедра на старинных особняках с колоннами и башенками, покрытыми каменной резьбой в мавританском стиле. Эта частица колониальной испанской архитектуры до сих пор придаёт неуловимый шарм и очарование тихим райончикам в центре города.
Тем временем с апреля по декабрь приезжих в Лиме подчас встречает не хорошая погода, а природное явление гаруа - что-то среднее между дождём и сырым туманом, плотная взвесь из мельчайших капель воды, моросящая дымка, неделями парящая в воздухе. Виной всему, как говорят, антарктическое течение Гумбольдта с температурой воды +15...17 градусов, охлаждающее климат пустынь на побережье океана. Солнце не в силах пробить этот купол, однако стоит подняться в горы или отъехать на несколько десятков км в сторону - и оно снова светит.
Кроме гаруа над городом висит и густой смог из-за гигантского скопления машин и пробок. К сожалению, в последние годы Лима начала приобретать репутацию «нетуристической мекки»: вредный влажный климат зимой и изнуряющая жара летом, антисанитария и обилие мусора на бедных окраинах, высокая преступность. Небезопасно бывает ходить даже по пешеходным бульварам, имея на руках дорогие часы и другие ценности. Трущобы Лимы похожи на фавелы Рио-де-Жанейро - обиталище иммигрантов. Поэтому многие туристы рассматривают перуанскую столицу скорее как отправную точку к более известным достопримечательностям страны. Но это впечатление обманчиво: в Лиме есть на что посмотреть и взыскательному путешественнику.
Раны конкистадора
Её районы очень разные. В том же престижном Мирафлорес, например, расположенном на берегу океана, можно не опасаться за жизнь и кошелёк и относительно спокойно гулять по фешенебельным набережным, садам и паркам. Здесь нет архитектурных шедевров, в том числе и из прошлых эпох. Основная застройка - панельные многоэтажки, офисы, рестораны. Зато ближе к центру всё больше мест для экскурсий.
В их числе Кафедральный собор, старейшее здание столицы, в котором хранится саркофаг с прахом Франсиско Писарро; «душа Лимы» - монастырь святого Франсиска с катакомбами, библиотекой и коллекцией уникальных картин; «оазис спокойствия» среди делового района Сан-Исидро - парк Эль Оливар, где растут оливковые деревья, привезённые из Испании ещё в XVII в.; «культурный» квартал Барранко - прибежище писателей, музыкантов и художников. Аристократические районы Лимы чисты и красивы: обустроенные набережные, кафе и рестораны с видом на море, уютные домики, утопающие в зарослях бугенвиллей, бутики и салоны спа. В центре есть несколько больших крытых индейских рынков, где можно купить все виды сувениров, встречающихся в Перу.
В самой известной гостинице города «Гранд Отель «Боливар» сохранилась посуда с «прежних времён» - чайные сервизы с серебряными сахарницами. Кстати, отель не из самых дорогих, хотя и находится на главной площади. Туда можно запросто зайти выпить кофе и по-домашнему посидеть в демократичном ресторане. Напротив - Кафедральный собор, куда я пытался попасть несколько раз, но удалось это только однажды. Первая архитектурная достопримечательность Лимы почти всё время закрыта, а если и отпирается, то рано утром и поздно вечером на считаные часы. Мне очень хотелось увидеть могилу Писарро с его посмертным портретом и мозаичным панно, рассказывающим о пришествии испанцев на эту землю. Сам саркофаг конкистадора - невзрачный ящичек, в котором хранятся его кости. Зато на портрете пронумерованы и снабжены подробными комментариями все раны, нанесённые Писарро предателями во время его убийства в королевском дворце.
Мумии и нож Геринга
В одном из южных кварталов в получасе ходьбы от центра расположен самый необычный, наверное, частный музей оружия в мире. Заведение называется «Музей золота», однако изделий из драгоценного металла в этом двухэтажном здании немного. Основа экспозиции - артефакты военной истории: армейские шлемы от американских касок до головных уборов римских легионеров, доспехи японских самураев, парадная форма латиноамериканских диктаторов, немецкое оружие Второй мировой войны, в том числе охотничий нож Германа Геринга и парабеллум командира гитлерюгенда. В подвале - золотые латы инков, индейские керамические украшения, а в отдельном зале - человеческие черепа странной формы, некоторым из них уже 10 тыс. лет. Самый необычный из них - череп с золотым имплантом - пластиной, оставшейся после трепанации.
Похожую коллекцию можно увидеть и в муниципальном музее города Ика, до которого можно добраться, если ехать дальше на юг от Лимы в сторону пустыни Наска. Это учреждение - перуанская мини-кунсткамера, где кроме керамики с морскими сюжетами и мумий хранится множество искусственно деформированных черепов и черепа со следами успешных операций по трепанации, произведённых в глубокой древности. Большинство из них относится к культуре Паракас, существовавшей в Андах задолго до нашей эры.
В окрестностях Ики туристы могут покататься на багги и сноубордах по дюнам с мельчайшим, будто просеянным песком, а в самом городке посетить винный завод с погребками и оценить там виноградную водку писко. В любом местном баре вам изготовят «писко соур» - коктейль с национальным напитком. А оттуда, арендовав на местном аэродроме прогулочный самолёт, можно отправиться осматривать легендарные рисунки Наска. Если, конечно, не помешает то же гаруа, частенько закрывающее видимость над пустыней...
Продолжение рассказа о путешествии по Перу - в одном из следующих номеров.
Из «АиФ. Без границ» № 29, 2012 г.