Примерное время чтения: 5 минут
468

Русский робокоп. Кто и для чего экспортирует наших роботов?

Они никогда не устанут, не нагрубят посетителям, не опоздают на работу, а самое главное — не ошибутся. Человек может забыть ответ на вопрос или по невнимательности неверно измерить температуру, а робот — никогда.

Роботы, произведённые в России, начали работу в полиции Абу-Даби и в аэропорту Стамбула. Это стало возможно благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»: пермская компания Promobot получила финансовые и прочие меры поддержки, а специалисты Российского экспортного центра помогли проанализировать потенциальные рынки сбыта и найти покупателя для её продукции. Также благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» Promobot участвовала в ежегодной выставке «Экспортёр года», где заняла первое место.

Единственный в мире робот, говорящий по-арабски

Возможно, во время весенней самоизоляции вы читали в новостях, что в здании правительства Пермского края появился первый в России робот-чиновник, измеряющий температуру посетителей. На самом деле электронный помощник обосновался у проходной с января 2020 года: он помогает посетителям оформлять пропуск в здание, консультирует их и записывает на приём. А с 12 мая в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации этот робот стал измерять температуру всех входящих. Для этого необходимо приблизиться к нему на расстояние 30 см: андроид произнесёт результат замера и покажет его на экране. На всё про всё — не более 5 секунд.

Фото: promo-bot.ru

Электронного госслужащего произвела пермская компания Promobot. И вот теперь коллеги этого робота отправились за рубеж. Первый устроился в полицию Абу-Даби. В его обязанности входит патрулирование, видеонаблюдение за сотрудниками и посетителями объектов городской полиции, измерение температуры и охрана правопорядка. Робот может общаться на английском и арабском языках. По словам разработчиков, это единственный сервисный робот в мире, умеющий говорить по-арабски.

«С его помощью мы разгрузим сотрудников полиции от рутинной патрульной работы и ограничим контакты между людьми на период пандемии COVID-19, — говорит исполнительный директор полиции Абу-Даби Сухаил Аль-Хаили. — Полицейские всегда находятся в условиях принятия важнейших решений, и мы не можем допустить, чтобы на их работу влияли внешние факторы. От этого зависят безопасность, здоровье и даже жизни граждан».

Чтобы робот эффективно выполнял свои обязанности, его производители совместно с полицией ОАЭ разработали лингвистическую базу: она содержит несколько тысяч вопросов и ответов, а также систему распознавания лиц. Теперь русский робокоп «знает в лицо» всех сотрудников местной полиции, посетителей и разыскиваемых преступников. С помощью датчиков он может свободно передвигаться, объезжая препятствия, а бесконтактный термометр позволяет ему контролировать температуру сотрудников и посетителей отделов полиции. 

«Для нас это не первый подобный опыт: наши роботы уже трудятся в полиции Казахстана, российских МФЦ, отделениях сотовой связи в Турции, Национальном банке Омана, где выполняют похожие задачи, — рассказывает директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев. — В этой должности робот исключает все так называемые „ошибки человеческого фактора“: он не устаёт, не грубит посетителям, не опаздывает на работу, а самое главное — никогда не ошибается. Человек может забыть ответ на определённый вопрос или по невнимательности неверно измерить температуру, а робот — никогда. Это невозможно».

И это не первый российский робот на аравийском полуострове. Андроидов из Перми также можно встретить в «Дубай Молле» (самом крупном торгово-развлекательном центре мира), Национальном банке Омана, сети клиник в Кувейте и школах Саудовской Аравии.

Может даже вызвать такси

Ещё один электронный выходец из Перми нашёл работу в стамбульском международном аэропорту имени Сабихи Гёкчен. Он встречает прилетающих в турецкую столицу гостей: консультирует, отвечает на вопросы, помогает с навигацией.

Робот оборудован сканером билетов: он подсказывает пассажирам номер выхода на посадку, разъясняет правила поведения и безопасности, вызывает такси. Андроид знает несколько языков: русский, английский, турецкий, арабский и испанский.

Аэропорт имени Сабихи Гёкчен обслуживает около 30 млн человек в год, это один из самых загруженных воздушных узлов Европы. Цифровизация помогает ему справиться с большой нагрузкой, освободив персонал от рутинной работы, ведь пассажиры, как правило, задают одинаковые вопросы. К тому же робот никогда не нагрубит и не забудет важную информацию. Благодаря датчикам, разработанным специально для него российскими инженерами, он свободно передвигается, избегая препятствий даже в местах повышенного скопления людей в аэропорту.

«Аэропорты — одно из самых популярных в мире направлений роботизации, — объясняет Олег Кивокурцев. — А российские роботы — одно из самых популярных решений на этом рынке: промоботов, собранных в Перми, уже можно встретить в аэропортах США, Чили, в аэропорту Внуково, а теперь ещё и в Стамбуле. Российские технологии в сфере сервисной робототехники уже значительно опережают конкурентов, и мы планируем только расти».

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт», благодаря которому российские роботы трудоустраиваются за рубежом, рассчитан до 2024 года. Он должен увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров, долю экспорта в валовом внутреннем продукте страны, а также товарооборот между Россией и государствами-членами Евразийского экономического союза.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах