Примерное время чтения: 2 минуты
3292

Почему иллюминаторы в самолетах овальные, а не квадратные?

Категория:  Техника
Ответ редакции

Решение об изменении формы иллюминаторов конструкторы приняли после трех катастроф с коммерческими реактивными авиалайнерами под названием «Комета». Самолеты были разработаны и изготовлены компанией de Havilland на аэродроме Хэтфилд в Хартфордшире (Великобритания). Лайнер имел четыре турбореактивных двигателя, расположенные в основаниях крыльев, герметичную кабину и большие квадратные окна. 

Из-за чего произошла череда катастроф с «Кометой»? 

В 1953 и 1954 годах самолеты «Комета» развалились прямо в воздухе из-за трещин в прямых углах иллюминаторов и усталости металла. Установить эту закономерность проектировщикам удалось после многих месяцев тестирования. Как выяснилось, на высоте и при огромной скорости полета на самолет со стороны воздуха оказывается огромное давление, и оно сильнее всего воздействует именно на углы иллюминаторов.

Чтобы выяснить это, команда инженеров и ученых во главе с Арнольдом Холлом, директором Королевского авиационного института в Фарнборо, восстановила корпус одного из самолетов и подвергла его испытанию высоким давлением, погрузив его в гигантский бак с водой. Результаты показали, что трещины возникли вокруг дверей и оконных проемов из-за повторяющихся циклов герметизации салона: понижения давления в начале полета и повышения давления после отключения двигателей. Самолет подвергался циклической нагрузке, что в результате приводило к прогрессирующим повреждениям структуры металла и росту трещин. Опыты с «полетами» в бассейне показали, что предполагаемая прочность «Кометы» оказалась сильно завышенной, а напряжение металла в местах вырезов в обшивке самолета (иллюминаторы, двери, ниши шасси) — гораздо большим, чем считалось ранее. 

Зачем нужны крохотные отверстия в иллюминаторах самолетов?

Иллюминаторы состоят из трех слоев акрилового пластика: первый, внешний, обеспечивает герметичность, во втором, среднем, как раз и проделано отверстие, обеспечивающее нормализацию перепадов давления, третий слой, внутренний, предназначен для тепловой и шумоизоляции. Крохотное отверстие помогает регулировать атмосферу высокого давления в самолете, что делает полет более комфортным для пассажиров. Небольшой зазор также позволяет влаге выходить из самолета, предотвращая образование тумана на окне.

Источники:

http://www.airdisaster.ru/texts.php?id=2

https://www.bbc.com/russian/science/2014/04/140422_vert_fut_crashes_change

https://www.thesun.co.uk/travel/17277588/plane-window-holes-explained-secret

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах