Примерное время чтения: 8 минут
638

Неделя российских разработчиков в AppStore. Детский анимированный алфавит «Живая азбука»

В АиФ продолжается «Неделя российских разработчиков в AppStore». Наш сегодняшний разговор — с Оксаной Гривиной, которая представляет проект «Живая азбука» (читайте обзор – здесь). «Живая азбука»  — это детский анимированный алфавит для iPad, iPhone в русском и английском вариантах. Русская версия долгое время была в лидерах среди всех платных программ русского AppStore. Недавно вышла английская азбука Live Alphabet для тех, кто с младенчества изучает второй язык.

Как вам пришла идея создания приложения? Сколько людей нужно было, чтобы сделать приложение?

По профессии я иллюстратор. Так что первичным продуктом здесь был плакат с алфавитом, который после выхода приложения я стала раздавать всем желающим для скачивания. Он был нарисован по заказу, но заказчик пропал из поля зрения на полгода. Я подумала, что уже готовые иллюстрации — это ведь очень неплохая возможность потренироваться в программировании. Почему-то казалось, что работы здесь на месяц, не больше, — в итоге ушло пять. Не все получилось так, как хотелось бы (в плане оптимальной организации ресурсов, в основном), некоторые вещи сейчас я бы сделала иначе. Но опыт — сын ошибок трудных.

Как уже понятно, программировала я сама, сама же занималась подбором звуков и записью (записывали мою дочь). Но при оптимальной работе над не очень сложным приложением, помимо автора и художника, нужны программист и менеджер, который впоследствии займется промоушеном приложения. Ведь разработать его — только полдела.

Звук удобнее заказывать в студиях звукозаписи, если вам требуется человеческий голос. При работе над продолжением Живой Азбуки, английской Live ABC, были подключены программист и звуковики, мы также переписали начитку для русской азбуки.

Можете рассказать о затратах? Сколько примерно нужно для разработки приложения?

Затраты — вещь очень относительная и зависят от объема работы и сложности программы. А также от квалификации специалистов, занятых в его разработке. Так, например, программист может обойтись в сумму от 0,5 до 17 тысяч евро (крупнее счетов я не видела, так что, вероятно, можно заплатить и больше). Но часто команды работают в расчете на будущие прибыли.

На звук (музыку, эффекты и начитку) на одно приложение я трачу, в среднем, около 7 тысяч рублей. Звуковые эффекты покупаю на специализированных сайтах- микростоках, продающих звуки на любой вкус по умеренным ценам и частично беру из бесплатных (конечно, легально бесплатных) аудиобиблиотек.

С какими трудностями вы столкнулись в работе?

Когда работаешь один, все трудности заключаются только в нехватке времени и знаний. Но я могу рассказать про организацию работы над другим приложением, во время которой я получила бесценный опыт взаимодействия с командой, разработки сценария и обработки изображений для последующего использования.

Работа велась над «оживлением» одной из моих книг, где я выступала в качестве автора и иллюстратора. Задача с моей стороны заключалась в том, чтобы написать сценарий, вести надзор за разработкой (собственно, осуществлять режиссуру), а также полностью перерисовать все иллюстрации и переписать все рукописные тексты (и то, и другое уже морально устарело к тому времени), учитывая специфику дальнейшего использования изображений. Это значит, что все фигуры и объекты, которым суждено двигаться, должны быть отделены от фона, также на отдельный слой помещают все их детали: руки, ноги, головы, глаза, уши — в зависимости от того, что вы хотите двигать. Это довольно кропотливая работа, потому что мало вырезать часть картинки и зарисовать оставшуюся дыру. Нужно еще и позаботиться о том, чтобы перекрывающиеся детали были окрашены таким образом, что при движении их друг относительно друга не появлялось бы никаких неприятных артефактов.

Продумать, где должны располагаться центры вращения, углы ограничений, расстояния, на которые предметы передвигаются, какие звуки они издают при этом и какие сюрпризы для зрителя можно спрятать на странице.

Параллельно с такой работой я придумывала общий сценарий. Пока рисуешь страницу двое суток, отлично приходят в голову разные мысли, что бы здесь сделать интересного. Этот метод я продолжаю использовать, работая над всеми следующими приложениями. Нельзя садиться за стол с целью «Вот сейчас нарисую сценарий». То есть можно, конечно, и нарисуешь, но в таких случаях чуда не происходит. Самые интересные находки приходят, когда не пытаешься думать, все это знают. А тут отрисовываешь, например, персонажа в колючем костюме кактуса и решаешь наполнить сцену разными колючими предметами. Или рисуешь жирафа и думаешь: а пусть будет можно тыкать пальцем в экран и в этих местах появляются жирафьи коричневые пятна!

Кроме задач творческого характера, разработчику заранее приходится решать огромное количество технических вопросов. Хорошо, конечно, представлять себе, что реализуемо, а что нет (или потребует значительных ресурсов девайса). Далее, раз рисуешь, то и отвечаешь за то, в каком виде программист получит результат твоего труда (если вы работаете в паре).

Вот один из примеров: как сохранить точные координаты всех объектов (тем более, если их много) при верстке сцены? Одни подгоняют положение на глаз, другие пересчитывают координаты из Photoshop для каждого спрайта. При большом их количестве это крайне трудоемкая работа. Пришлось написать скрипт для Photoshop, который экспортирует координаты и имя каждого слоя в правильном порядке. На выходе получается текстовый файл уже в нужном виде - кусок кода для новой сцены.

Дизайнеры вообще очень трепетно относятся к чистоте картинки на выходе и к тому, чтобы все стояло на своих местах. В то время как программист часто просто не увидит разницы между ужатой, но компактной текстурой и большой, но чистой. Или никогда не поставит надпись на нужное, с точки зрения дизанера, место. Пришлось всесторонне изучить и этот вопрос. В итоге подобрался комплект разных инструментов, при помощи которых многослойный файл быстро превращается в идеально скроенную сцену. Сейчас весь процесс портации занимает не больше пяти минут.

Как продвигаете свое приложение?

Продвижение приложения — очень трудоемкий процесс, на который, особенно в первую неделю продаж, уходит все время и силы. Во-первых, к выходу приложения совершенно необходимо подготовить пакет рекламных материалов, к которым относятся сайт (для каждого приложения есть отдельная страница), видео (очень важная часть процесса продажи), краткое описание и скриншоты (я обычно делаю оформленные макеты) для карточки проекта на AppStore, а также подробный обзор, сведения из которого могут пригодится тем, кто пишет ревью на специализированных сайтах.

Потом, после начала продаж, нужно публиковать видео, скриншоты и тексты в как можно большем количестве доступных мест — в соцсетях, на тематических сайтах (для нас это были всевозможные детско-родительские), обзорных ресурсах.

Можете раскрыть какие-нибудь цифровые показатели? Сколько пользователей уже оценили приложение? Хотя бы порядок цифр.

За 3,5 месяца, прошедшие с выхода русской «Живой Азбуки», мы продали около 11 тысяч копий программы для iPad и iPhone.

Понимаю, что про деньги Вы, наверное, говорить не захотите, но, может быть, образно – заработал, благодаря приложению, на машину или вся работа уже окупилась, или что-то в этом роде?

Если рассчитывать на коммерческую выгоду, конечно, не стоит заниматься приложением только на русском языке, ведь всем известно, какие прибыли приносит приложение в русском секторе AppStore. Но на небольшую машину бы хватило. Тем более, если учесть, что расходы составили около 100 евро. Но это все же крайне мало, если учесть, что работа велась 5 месяцев, а главные продажи приложения приходятся на одну-две первых недели его жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас работает над своим первым приложением?

У меня есть совет для авторов, иллюстраторов, сценаристов и режиссеров. Если вы все-таки решили не учиться программировать, а разделить работу с тем, кто умеет это делать, или просто распределяете работу в команде, вам придется, помимо подготовки изображений и сочинения сценария, в каком-то виде преподнести этот сценарий программисту. Я работала в такой связке и понимаю, что простое описание словами часто приводит не к той картинке, которую вы выстроили у себя в голове.

Когда передо мной встала насущная задача написания ТЗ для программиста на основании существующих иллюстраций и разработанного сценария, я занялась поиском каких-либо референсов или хотя бы конспективного упоминания процесса. К сожалению, ничего не смогла найти, поэтому пришлось заняться изобретением схемы и условных обозначений, которые будут понятны другим.

Самое главное — рисовать-писать как можно более подробно. Как показывает опыт, лишней информации в этом вопросе не бывает. Также советую не забывать про конечных пользователей, откликаться на их комментарии и пожелания (в разумных пределах) и выпускать апдейты, улучшая и обогащая свое приложение.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах