Пресловутое «дело Ерёменко» — это одна большая загадка для всего футбольного мира. УЕФА отстранил футболиста московского ЦСКА Романа Ерёменко сначала на месяц, а потом и вовсе на неопределенный период, и открыл против игрока дело. Ни организация, ни клуб, ни сборная Финляндии, ни представители футболиста, ни сам Роман о причинах такого решения ничего не говорят.
Единственным, кто пролил хоть какой-то свет на эту историю, оказался бывший министр спорта России, президент Российского футбольного союза и вице-премьер, курирующий вопросы спорта, Виталий Мутко.
«Ни лига, ни клуб ни в чём не виноваты, это личное дело футболиста. Пока бы не хотелось никак это комментировать, давайте дождёмся окончательного вердикта», — приводит слова Виталия Леонтьевича ТАСС.
Слова экс-министра слегка сужают рамки возможного правонарушения, допущенного Романом Еремёнко, и позволяют нам выявить несколько вероятных причин отстранения футболиста от игр и тренировок с клубом и национальной сборной. Чтобы не быть голословными, мы в своих предположениях будем опираться на дисциплинарный регламент УЕФА, на основании которого и могли применить к полузащитнику те санкции, которые мы наблюдаем в данный момент.
Поможет нам вторая глава документа, которая так и называется: «Нарушения». В статье 11, в первом пункте, с которого и начинается вторая глава, сказано, что ассоциации УЕФА и клубы, а также их игроки, официальные лица и члены, и все лица, назначенные УЕФА осуществлять определённые функции, должны соблюдать правила игры, а также устав УЕФА, постановления, директивы и решения, и соблюдать принципы этического спортивного поведения, верности, честности.
Далее следует короткий список возможных нарушений, а также параграф, в котором говорится о неминуемом наказании за попрание этой статьи дисциплинарного регламента УЕФА. Некоторые статьи мы опустим по той простой причине, что Роман Ерёменко просто не мог их нарушить, не являясь функционером. Среди таких, например, взяточничество и коррупция.
Расизм
Одним из самых страшных грехов в современном футболе, не связанным с допингом, клубом и лигами, является дискриминация. Этому посвящена 14 статья дисциплинарного регламента УЕФА.
«Любое оскорбение человеческого достоинства лица или группы лиц по каким-либо признакам, в том числе цвету кожи, расовой и этнической принадлежности или религиозным убеждениям, влечёт за собой дисквалификацию продолжительностью по крайней мере в десять матчей или на определённый период времени, или любое другое наказание, соответствующее содеянному», — говорится в первом пункте соответствующей статьи.
В остальных пунктах уточняется возможность дополнительных санкций, будь то закрытие секторов или целых трибун на стадионах, денежные штрафы, а также возможность применять наказания к клубам и даже ассоциациям.
Теоретически этот пункт может касаться Романа Ерёменко. На деле — вряд ли. Финский футболист с российскими корнями ни разу не был замечен в каком-либо скандале, связанном с дискриминацией.
Участие в «договорняках»
Отдельная статья в дисциплинарном регламенте УЕФА посвящена и участию в договорных матчах. Это статья 12.
Во-первых, этой статьёй запрещается намеренно оказывать на игру негативное влияние, которое может быть на руку нарушителю или любой другой третьей стороне. Проще говоря, нельзя «сдавать» игру. Во-вторых, эта статья запрещает делать ставки на матч любому, кто принимает в нём участие или имеет к игре хоть какое-то отношение. В-третьих, запрещается делиться с общественностью любой закрытой информацией, которая может повлиять на ход матча и принести кому-то финансовую выгоду. В-четвёртых, наказан будет даже тот, кто, зная о договорном характере матча, вовремя не проинформировал УЕФА.
Теоретически все эти пункты могут касаться Романа Ерёменко. Вот только ни об одном договорном матче с участием футболиста, тем более доказанном, не известно, во всяком случае, пока. Из всех приведённых выше сценариев наиболее вероятным выглядит участие в букмекерских ставках. Но и в этом случае нет причин так затягивать и с рассмотрением дела, и с вынесением вердикта.
Нападение на официальное лицо
Дословно 15 статья дисциплинарного регламента УЕФА называется «Нарушение правил поведения игрока с официальными лицами». В неё входят такие стандартные виды нарушений, как вторая жёлтая карточка, грубая игра, несогласие с решением арбитра, провоцирование болельщиков и другие мелкие нарушения, которые караются дисквалификацией на один матч.
Однако к этой же статье относятся и более серьёзные проступки, которые могут караться длительной дисквалификацией. Так, например, дисквалификацией от 5 до 15 матчей или отстранением на определённый период времени может наказываться серьёзное нападение на других участников игры или на официальное лицо, присутствующее на встрече, в том числе и на арбитра.
Загвоздка заключается в том, что о нападении Романа Еремёнко на кого-либо нам стало бы известно ничуть не позже, чем представителям УЕФА, если только инцидент не произошел в подтрибунном помещении. Так что и этот вариант, хоть и остаётся возможным, выглядит маловероятным.
Политическая акция
Манифестация — именно это слово использовано в параграфе «с» 2 пункта 11 статьи дисциплинарного регламента УЕФА. Смысл его заключается в том, что участникам матча запрещено использовать футбол для каких-либо неспортивных акций, будь то политические заявления, религиозные воззвания или что-либо ещё.
Подобными акциями обычно грешат болельщики, а отдуваться потом приходится клубам. В этом случае командам грозит и денежный штраф, и закрытие секторов или целых трибун, или даже дисквалификации.
Реже в подобных «манифестациях» могут быть замешаны футболисты. Но и с ними это случается. Мог ли нечто подобное провернуть Роман Ерёменко? Мог. Правда, в этом случае акция вряд ли укрылась бы от нашего внимания. Да и наказание за это – никак не месячное отстранение с возможной длительной дисквалификацией. За футболку с портретом Владимира Путина во время матча в Турции тот же Дмитрий Тарасов был наказан всего лишь штрафом, хоть и внушительны: 50 тысяч евро.
Вред футболу
Достаточно интересная формулировка прописана в параграфе «d» 2 пункта 11 статьи дисциплинарного регламента УЕФА: приносит футболу и УЕФА, в частности, дурную славу.
На деле подобная статья включена в контракт практически каждого футболиста со своим клубом. Руководство может наказать футболиста за вред, который его действия могут нанести имиджу команды.
То же самое касается и УЕФА. Если руководители европейского футбола посчитают, что действия футболиста каким-то образом вредят имиджу их организациии футбола в целом, то они могут возбудить против такого футболиста дело и вынести наказание: штраф или дисквалификацию.
Но как это надо было навредить имиджу УЕФА, чтобы тебя не просто оштрафовали, а отстранили на месяц, пока длятся разбирательства по твоему вопросу? Да и эксперты никак не припомнят ничего возмутительного в поведении Романа Ерёменко. Даже если он что-то и делал, то можно сказать с уверенностью: имиджу УЕФА и футбола это не нанесло никакого урона.
Неприличное поведение
Ещё интересней звучит формулировка из параграфа «b» 2 пункта 11 статьи дисциплинарного регламента УЕФА: поведение, являющееся оскорбительным, или иным образом нарушающее правила приличия.
Что может подпадать под этот пункт регламента? Да что угодно. От появления голым в общественном месте до употребления наркотиков, которые не входят в список запрещённых препаратов ВАДА.
Теоретически по этому пункту можно наказать и за тот самый жевательный табак, запрёщенный к употреблению на территории Швеции, в чём изначально и подозревали Романа Ерёменко.
В футболе громких прецедентов вспомнить не удалось, но нечто похоже несколько лет назад произошло в плавании. Тогда в прессе появились фотографии самого титулованного спортсмена планеты Майкла Фелпса, употребляющего наркотики на одной из вечеринок. Это произошло во внесоревновательный период и допинг-пробами нарушение наказано не было. Однако Международная федерация плавания всё же приняла решение отстранить спортсмена от участия в соревнованиях под своей эгидой за нарушение норм поведения.
Правда, мы пока не видели ни одного доказательства того, что Роман вообще употребляет этот жевательный табак. Есть ли у УЕФА подобные сведения — неизвестно. Да и запрещённым он является на территории очень ограниченного списка стран.
Неподчинение
Дословно параграф «е» пункта 2 статьи 11 дисциплинарного регламента УЕФА звучит следующим образом: неподчинение решениям и директивам органов правосудия УЕФА или решениям спортивного арбитражного суда с УЕФА в роли участника или между двумя членами ассоциаций УЕФА.
Здесь нужно расшифровать. Роман Ерёменко может быть подвергнут наказанию, если он отказался подчиняться решению УЕФА или спортивного арбитражного суда. Это нарушение более серьёзное, чем портрет Путина и даже жевательный табак.
Мог ли совершить его Роман? Теоретически, конечно, мог. Это может быть связано с решением спортивного арбитражного суда по вопросу его перехода в московский ЦСКА. Тогда футболист якобы на законных основаниях расторг контракт с казанским «Рубином» и подписал соглашение на правах свободного агента с «армейским» клубом. Последовало обращение «Рубина» в суд, который постановил красно-синим выплатить за игрока определённую компенсацию.
Против такого варианта говорит тот факт, что клубы подписали мировое соглашение, и казанцы отказались от идеи дисквалификации футболиста, отозвав жалобу на игрока. Мог ли УЕФА продолжить работу по этому делу в тот момент, когда жалоба была отозвана? В организации по этому поводу комментариев не дают…