В 2005 году накануне 85-летия Константина Бескова мне выпал уникальный шанс пообщаться с легендарным советским футболистом и тренером. Причем у него дома, поскольку здоровье не позволяло мэтру часто выбираться на улицу.
Последний трофей
Уговорить Константина Ивановича на интервью оказалось делом непростым. Во-первых, сказывался возраст. Во-вторых, внимание журналистов Бескову надоело. Он так и говорил по телефону: «Представляете, сколько я за свою жизнь раздал интервью? Что я нового могу рассказать?» Да, но ему сложно понять, что для человека, впервые с ним общающегося, это не имеет ровно никакого значения! Все, чтобы он ни рассказал бы, было бы крайне интересно.
В итоге Бесков сдался и назначил встречу — на последние октябрьские выходные в 2005-м. Через три недели он готовился отпраздновать юбилей, так что нужно было быть в форме. Супруга Константина Ивановича Валерия Николаевна Бескова продиктовала адрес — Садовая-Триумфальная 4/10. Сейчас у того подъезда висит мемориальная доска, а 15 лет назад дрожали пальцы, когда нажимал кнопку звонка двери, за которую могли попасть лишь самые близкие друзья четы Бесковых.
Дверь открыла супруга Бескова и любезно попросила общаться с Константином Ивановичем не более тридцати минут, поскольку дольше ему просто тяжело. Сам тренер ждал нас в уютном кресле комнаты, напоминавшей музей. На полках — футбольные призы и подарки, на стенках — фотографии с известными футболистами и людьми из мира искусства. Все хотелось внимательно рассмотреть и потрогать.
В первую очередь признался Бескову, что являюсь поклонником московского «Динамо» и поблагодарил за Кубок России, который он выиграл в 1995 году. Тренер улыбнулся и сказал:
— В нас тогда никто не верил. Несколько основных игроков не могли принять участие в финале с «Ротором», но играть нужно было. Собрал ребят и сказал им: вы ничем не хуже тех, кто выйдет против вас. Для многих это шанс войти в историю, выиграть трофей. Сделайте все, что в ваших силах! Они и сделали.
— Помню, вас тогда даже пытались качать!
— Ну а как без этой традиции? Только я попросил не увлекаться этим. Когда тебе за 70, летать непросто.
— Этот трофей стал последним в вашей тренерской карьере. Получается, он особенный?
— Получается так. Трофей — это результат проделанной работы. Значит, мы все делали правильно.
— Сколько бы вас ни спрашивали, но вы всегда уходили от ответа на вопрос: «Вы больше динамовец или спартаковец»? Почему не смогли определиться?
— Как определиться, если с этими клубами связана практически вся моя жизнь? В «Динамо» я провел карьеру игрока и тренера, а в «Спартаке» — не менее насыщенную тренерскую карьеру. Так что выделять один клуб неправильно. Но я рад, что мы с «Динамо» взяли Кубок, когда от нас этого не ждали. Грустно, что за следующие десять лет (на момент разговора в 2005 году — прим. АиФ.ru) команда ничего пока не выиграла.
Было заметно, приятные воспоминания добавили настроения Константину Ивановичу. А потому следом мы перенеслись еще дальше — на 50 лет назад, в знаменитое турне бело-голубых по Великобритании.
— Самое яркое воспоминание? Пожалуй, атмосфера в раздевалке после первого тайма первого матча с «Челси». Мы проигрывали 0:2, и впереди у нас было 45 минут. Промелькнула мысль: «Если проиграем, страшно домой лететь. Может, будет лучше, если самолет не долетит». Вот так хотелось не ударить в грязь лицом перед родиной! Мы молча посмотрели друг другу в глаза и вышли на второй тайм другими. В итоге едва не победили один из лучших английских клубов. И пресса по-другому стала писать, не позволяя больше глупых шуток в наш адрес. Они были ошеломлены, как и вся Великобритания.
— Можно только представить тогда ваши чувства! Совершили настоящий подвиг, стали героями для миллионов советских болельщиков.
— Самое главное — мы заставили уважать нашу страну в мире. После того турне все стали говорить, что русские умеют играть в футбол. Это уважение и стало главной победой. Ну и руководство страны было довольно, об этом мы не могли не думать.
Точилин: «Бесков учил, как правильно бить по мячу»
Своими воспоминаниями о легендарном тренере поделились футболисты, которые работали с ним в «Динамо» в середине девяностых.
— При всей строгости Константина Ивановича о нем можно вспоминать только в положительных тонах, — вспоминает защитник Александр Точилин. — Я-то думал, что умею играть в футбол, но когда впервые попал к Бескову, пришлось заново переучиваться. Без преувеличения — смотрел на него с открытым ртом. На каждой тренировке открывал для себя что-то новое. Причем не только в тактическом плане, но и в техническом. Он мог тренировку остановить, чтобы показать, как правильно при ударе ставить ногу. Мне чуть за двадцать лет, а мной лично занимается Бесков. Представляете, какой шок испытывал?! Поэтому всегда горели глаза, и хотелось учиться и учиться.
Яхимович: «От Бескова ничего нельзя было скрыть»
Еще один экс-игрок московского «Динамо» Эрик Яхимович также запомнил работу с Константином Бесковым, тем более что сам тренер стал инициатором приглашения его в команду.
— Я тогда играл за минское «Динамо», а из Москвы специально на матч моей команды Константин Бесков послал своего человека. Им оказался Сергей Никулин, долгое работавший в «Динамо» московском. Я получил хорошие отзывы, но Бескову нужно было самому убедиться в футболисте, чтобы составить о нем впечатление. Он доверял, но проверял. Понятно, что у такого опытного тренера глаз наметан, так что практически сразу мне предложили подписать контракт.
Причем в Минске ставили в центр поля разрушать чужие атаки, но вскоре Бесков сказал: «Этот парень должен играть центральным защитником».
Если бы Бесков не обладал сильным характером, то такого великого тренера вряд ли из него получилось. Да, жесткий, но справедливый. И ведь что интересно, он замечал все. От него ничего нельзя было скрыть. Кто-то иногда на тренировке пытался схалтурить, когда Бесков отворачивался или уходил на дальний конец поля. А он потом подойдет и сделает выговор. Так что все работали на совесть.
Терехин: «Бесков хвалил за гол в пустые ворота»
Лучший бомбардир в истории «Динамо» Олег Терехин не скрывает, что оказался в составе бело-голубых во многом благодаря желанию работать с Константином Бесковым. После ухода из саратовского «Сокола» у него было два варианта продолжения карьеры — из «Динамо» и «Спартака». И он ни капли не жалеет о своем выборе.
— Константин Бесков — великий человек, — рассказывает Терехин, — с ним многие хотели работать, и я очень рад, что оказался в итоге в «Динамо». Еще до перехода у нас с Константином Ивановичем состоялась беседа, после которой все сомнения отпали.
Помню, как-то забил два гола на товарищеском турнире в ворота «Алании». Причем один в пустые ворота. Ничего необычного, в общем. Но на разборе игры Константин Иванович говорит: «Смотрите, как мастерски Терехин послал мяч в ворота». Я удивляюсь: «Какое тут мастерство? Любой бы забил в этой ситуации». Но Бесков говорит: «Нееет, Олег. Ты ударил щекой — и мяч закатился в ворота. А другой мог с подъема засадить выше ворот. Это и есть мастерство». Конечно, такие вещи вдохновляли. В то же время понимал, что ни один эпизод не остается без внимания. Другой бы и внимания не обратил на гол в пустые ворота, а Бесков даже похвалил.
Расскажу, для сплочения команды привозил на базу кассеты с разными фильмами и включал вместо теории. Например, мы вместе пересмотрели все серии «Рокки». Прямо перед отбоем включит, и мы смотрим. Вырабатывали характер. И никто не жаловался. Два часа посмотрели — и спать. Зато никто по базе не шляется, не ищет себе приключений. Сейчас такое можно представить?