Примерное время чтения: 9 минут
476

Что это за гонки, где участвуют и «Мерседесы», и «Жигули»?

Категория:  Другие виды спорта
Ответ редакции

На трассе «Игора Драйв» 27 мая прошел второй этап Кубка России по гонкам на выносливость СМП РСКГ Эндуранс, в котором принял участие 41 пилот на 18 автомобилях разных категорий.

4-часовые гонки, в которых соревновались пилоты «Формулы-1» Виталий Петров и Сергей Сироткин в составе команды СМП Рэйсинг на болиде, гонщики на спортивных «Мерседесах» и «Тойотах», даже спортсмены на стареньких «Жигулях» принимали участие. Что это за гонки такие, где могут ехать все подряд? И правда ли, что болид, на котором ехали Виталий Петров и Сергей Сироткин, построен в России?

Отвечает Кирилл Качнов (спортивный комментатор СМП РСКГ):

— Гонки на выносливость — одни из старейших в автоспорте. Например, легендарный марафон «24 часа Ле-Мана» в этом году празднует 100-летие. А с этого сезона SMP Racing проводит 4-этапный Кубок России по гонкам на выносливость СМП РСКГ Эндуранс, где заезды длятся от 3 до 6 часов.

Машины разных классов стартуют на кольцевой трассе одновременно — на старте собирается по два-три десятка экипажей. Автомобили — разные по уровню подготовки, поэтому борьба идет как в абсолютном зачете, так и в своих категориях.

В минувшие выходные в марафоне принимали участие машины нескольких классов. Больше всего экипажей выступало на технике GT4 (Porsсhe Cayman, BMW M, Toyota Supra), но была и пара автомобилей LADA — современная «Гранта» и даже «Жигули».

И все они одновременно находились на трассе! Только изредка, примерно раз в час, съезжали на пит-стопы, чтобы сменить изношенные шины и дозаправиться. В этот момент пилоты могут сменить друг друга за рулем — но когда это сделать, зависит от тактики команды. Вдобавок бывают внеплановые пит-стопы, например из-за прокола колеса или технической неисправности. Или автомобиль проезжает через пит-лейн — судьи на минуту исключают пилота из гонки, если он провинился.

Фото: Григорий Голышев

В какой-то момент начинает казаться, что на трассе происходит настоящая неразбериха. Понять, кто на каком месте, можно благодаря хронометражу — например, в трансляциях всегда показывают, кто на какое место поднялся или опустился. Однако пилотам на самых быстрых автомобилях от этого не легче: ведь они должны ехать на пределе, соревнуясь между собой, и при этом обгонять менее быстрые машины.

Поэтому на прошлом этапе СМП РСКГ Эндуранс очень острая борьба развернулась в абсолютном зачете, где представлены 600-сильные автомобили международной категории GT3 (Merсedes-AMG и Ferrari 458) и специальные гоночные прототипы BR03, созданные в России. Они разработаны и построены компанией BREngineering, которая базируется в Подмосковье. Именно на таком Виталий Петров и Сергей Сироткин, сменяя друг друга, выиграли прошедший этап Кубка России СМП РСКГ Эндуранс.

Прототипы BR03 дешевле своих иностранных «одноклассников». Но едут с той же скоростью, что и «Мерседесы GT3», которые в 2-3 раза дороже. Правда, в BR03 есть компоненты иностранного производства, в том числе мотор Nissan мощностью около 420 л. с., но оснащенный в BR Engineering оригинальной системой сухого картера, которая улучшает снабжение мотора маслом.

Фото: Григорий Голышев

Виталий Петров, который после «Формулы-1» добился множества побед в международных гонках на выносливость, говорит, что до появления нашей машины он ни разу, сев за руль, не мог нормально вытянуть ноги. В болидах сиденья не настраиваются, и даже регулировка педального узла не всегда помогает. В таких машинах то локоть обо что-то трется, то руль чуть в стороне. Если ты очень высокий, тебе приходится еще и шею сгибать. Ездить на такой машине в длинных гонках тяжело. Все сделано ради большой скорости, а не ради комфорта гонщика. А спортпрототип BR03 создан максимально комфортным для пилота, в нем у гонщика нормальная посадка.

На успех в гонках, помимо скорости, надежности техники и удачи, влияют два важных момента.

Первый — работа с шинами. У гоночных покрышек есть определенный ресурс. Пилот может им по-разному распорядиться — например, на первых кругах выжать максимум, обогнать соперников и оторваться от них, но ближе к финишу у него начнет «уходить» (как говорят профессионалы) резина, и он потеряет преимущество. А может вначале ехать аккуратно, кого-то пропустить и «выстрелить» на последних кругах. Как именно распределить ресурс шин — непростая задача. Это что-то среднее между точным расчетом и «черной магией».

Фото: Григорий Голышев

Гоночные шины бывают двух видов. «Слик» — так называется покрышка, у которой нет протектора: она кажется «лысой», но буквально липнет к асфальту. Ее используют при сухой погоде. На случай дождевой гонки есть шины с канавками. Много лет партнером СМП РСКГ выступает японская компания Yokohama — за последние 10 лет сотрудничества поставлено около 100 тысяч гоночных покрышек! Неудивительно: в 4-часовой гонке уходит 3-4 комплекта шин. Кстати, российский прототип BR03 и здесь выигрывает у немецких суперкаров категории GT3 — он легче, у него лучше развесовка, что позволяет шинам дольше сохранять сцепные свойства.

Второй важный момент, который влияет на результат, — умение настроить машину. В гоночном автомобиле можно менять пружины, регулировать жесткость амортизаторов, стабилизаторов, настройки трансмиссии и т. д. Из-за разной комбинации настроек две одинаковых машины могут ехать совершенно по-разному.

И настраивать автомобили для гонок на выносливость и обычных кольцевых гонок, которые длятся 20-30 минут, нужно по-разному. С учетом того, что многие пилоты принимают участие сразу в двух сериях, которые проводит SMP Racing, им требуется учитывать эту специфику.

Кстати, в «спринтерских» гонках СМП РСКГ Туринг тоже можно увидеть и «Жигули», и «Мерседесы» — но там они стартуют раздельно, а за гоночный уикенд проходит от 6 до 15 заездов. Зато все мероприятия объединяет формат Фестиваля скорости, где, помимо гонок, зрители могут насладиться шоу-программой и познакомиться с пилотами и гоночной техникой в перерывах между заездами.

Фото: Григорий Голышев

Календарь чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам СМП РСКГ Туринг:

Дата
Место проведения
1
21-23 апреля
Сочи Автодром
2
19-21 мая
Смоленское кольцо
3
16-18 июня
KazanRing
4
07-09 июля
Игора Драйв
5
28-30 июля
Нижегородское кольцо
6
18-20 августа
ADM Raceway (Мячково)
7
08-10 сентября
Moscow Raceway
8
05-07 октября
Крепость Грозная

Календарь Кубка России по гонкам на выносливость СМП РСКГ Эндуранс:

Дата
Место проведения
1
01 апреля
Сочи Автодром
2
27 мая
Игора Драйв
3
08 октября
Крепость Грозная
4
04 ноября
Сочи Автодром
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы