Назыр Манкиев, Исламбек Альбиев и Асланбек Хуштов способны положить на лопатки любого.
«АиФ» наблюдал за тем, как наши борцы разделывались со своими соперниками и смотрел, как пляшут победную лезгинку герои пекинской Олимпиады.
Наше первое «золото»…
- Назыр, и каково ощущать себя первым российским спортсменом, который смог на этой Олимпиаде добыть для нашей команды медаль высшей пробы?
- Прошу, пожалуйста, не смущайте меня (борец действительно опускает глаза в землю. - Авт.). У меня ещё будет время понять, что я совершил. Вообще человек может сделать всё, если он этого действительно хочет. Мне, как и всем остальным российским спортсменам, было очень обидно, что мы засиделись на старте. Все были в отличной спортивной форме, много работали перед Пекином, на нас потратили солидные деньги, и, естественно, все мы были в ответе за результат. Если бы не я разорвал этот заколдованный круг невезения, то это сделали бы мои друзья. И я сейчас благодарю Бога за то, что он предоставил мне такую возможность.
- Православный священник отец Николай рассказал мне, что вы вместе с Исламбеком Альбиевым после своих побед подошли к нему и поблагодарили за помощь. Это действительно так?
- А как иначе? Мы знаем, как он переживает, молится за любого спортсмена сборной. Надо понимать, что все люди - братья. И если человек к тебе идёт с открытым сердцем и хочет помочь, то ты, в свою очередь, должен быть ему признателен за это.
- Дома выпил за победу?
- Свою золотую медаль окунул в шампанское и только пригубил… Пить вино или что-то покрепче - не наше занятие.
…второе
- Исламбек, тебе нет ещё двадцати лет, а ты достиг таких высот. Хороший задел на будущее. В скольких Олимпиадах хочешь участвовать?
- Век спортсмена, а тем более борца, очень короток. Это только Сан Санычу Карелину удалось бороться на четырёх Играх и трижды побеждать. Я не хочу ничего загадывать, хотя очень хочется побеждать как можно больше.
- А суммой призовых доволен?
- С одной стороны, я понимаю, что 100 тысяч долларов - это для жителей нашей страны очень солидная сумма. С другой - у меня в семье помимо меня ещё 12 братьев и сестёр, так что эти средства вряд ли позволят нам, если можно так сказать, долго шиковать. У меня есть несколько желаний, попробую их реализовать на эти деньги. Ну и что-то всегда нужно оставлять на чёрный день.
- Избави бог от таких дней…
- Конечно, стабильность нужна всем. И была бы моя воля, я бы средства из государственного Стабилизационного фонда хотя бы частично перевёл простым нуждающимся гражданам страны на их сберкнижки. Все были бы довольны.
- Ты рассуждаешь как государственный муж.
- Нужда заставит, будешь рассуждать, думать и работать на перспективу.
…третье!
- Асланбек, ты сказал, что свою золотую медаль посвятил дочери. Почему?
- После её рождения я не проиграл ни одного поединка. Представляете, за десять месяцев я не потерял ни одного балла.
- Просто «золотая дочь»…
- Я приезжаю домой, и Салима мне радуется, улыбается. Знаете, как это заряжает! Я в восторге - никакого допинга не нужно.
- И действительно, как просто уйти от допинговой проблемы - роди ребёнка и побеждай!
- Я убеждён, что всё надо делать на высоком эмоциональном подъёме. А допинг… Спортсмен, принимающий запрещённые стимуляторы, разрушает себя физически, ибо никакое единовременное преимущество просто так не даётся - затем последуют тяжёлые болезни. Но главное, он ещё оскверняет свою душу.
Допинг - это мошенничество, воровство, кража медали у другого спортсмена. И за это атлет будет рано или поздно наказан.
- Как думаешь, почему раньше Россия славилась борцами из Сибири - Ярыгиным, Карелиным, - а сейчас центр борцовского мастерства переместился на Кавказ?
- Может быть, это покажется любопытным фактом, но я переехал 4 года назад в Красноярск. Там живёт и Назыр Манкиев. Уверен, сибирская земля даёт богатырские силы. Ну а Кавказ также всегда славился своими борцами.