Примерное время чтения: 6 минут
740

Открытая Москва – какие проблемы можно решить онлайн

Эффективность работы чиновников и правительства Москвы в целом будут оценивать в том числе по тому, насколько хорошо те работают с обращениями граждан, которые подают через интерактивные сервисы, и насколько активно ведомства делятся с пользователями данными. Об этом говорили на секции «Open Moscow - город как платформа» на Российском интернет форуме (РИФ+КИБ 2013), который прошел в Подмосковье.

Речь в первую очередь о портале «Открытые данные» (Data.mos.ru), который запустили в январе этого года. Смысл его в том, чтобы дать москвичам разного рода информацию, которую раньше можно было найти (да и то не всегда) только в архивах у чиновников.



Сейчас в открытом доступе выложены 159 баз данных органов исполнительной власти, которые опубликовали 25 органов власти. Уже оказывают на их основе 87 услуг, работает 11 мобильных приложений. Еще более 40 наборов данных планируют опубликовать до конца года.

Приложения в этом разрезе – лучший вариант представления данных и для чиновников (не нужно создавать самим, трудиться будут энтузиасты на собственные средства), и для разработчиков (материал для реализации разных идей уже готов). Те, кто умеют и хотят создавать проекты в вебе и программы для мобильных устройств, будут брать данные в машиночитаемом виде.



На основе открытых данных уже работают «РосЯма» (информирование ГИБДД о дефектах дорог), InTaxi (онлайн-заказ такси в 53 городах России), «Сердитый гражданин» (независимый ресурс, где можно решить свою проблему через запрос в соответствующие органы, поддержку СМИ, юристов и т.д.) и другие.

В «РосЯме» после запуска «Открытых данных» добавили кнопку быстрой отправки заявления на портал мэрии https://dorogi.mos.ru. До этого заявка автоматически уходила в ГИБДД, откуда только 30 дней шел ответ на запрос, мэрия же обязуется исправлять ямы по таким сообщениям за семь рабочих дней. Интересна и такая тонкость - порталы московской мэрии не принимают больше двадцати заявлений в сутки от одного пользователя. Более того, при превышении этого значения пользователя банят на месяц. Так что жителей, хоть и призывают быть активными, но ставят им некоторые ограничения.

Представители интернет-бизнеса говорят, что одной из первых стран, запустивших портал открытых государственных данных, была Америка. На их основе для мобильных телефонов были созданы программы по поиску ресторанов, отелей, магазинов, лучших предложений по ипотеке и т.д.



Доступна информация, например, о криминальной статистике с точностью до квартала, об экологическом состоянии частей города, информация о стоимости аренды, о состоянии дорог, о том, как часто происходят несчастные случаи на конкретных улицах, о дорожно-транспортных происшествиях, о состоянии здоровья людей, живущих на определенных улицах, без раскрытия персональных данных.

Запись к врачам отдали на откуп интернет-площадкам

На Data.mos.ru уже доступны камеры, которые фиксируют нарушения автомобилистов, маршруты движения по улицам мобильных парконов, точки продажи проездных билетов на транспорт и многое другое.

Разработчиков приложений мотивируют конкурсами, например, предлагают сделать программу на основе открытых данных МВД. Один из участников соревнования предложил сделать приложение, которое рассылало бы всем друзьям сообщение, что человек попал в полицию, пока у него не забрали телефон.

Недавно крупным интернет-компаниям предложили реализовать собственный электронный сервис для записи в городские поликлиники. Возможно, скоро сделать это можно будет через Яндекс или, например, Mail.ru. Департамент информационных технологий города Москвы раскроет программный интерфейс (API) системы управления потоками пациентов, в которой работают все амбулаторно-поликлинические учреждения столицы, для ведущих российских интернет-площадок. Сейчас записаться к врачу онлайн можно на московском портале госуслуг. Кроме конкретной записи к доктору, в будущем можно будет получать смски о необходимости пройти какое-то обследование, повторить анализы, с советами о здоровом образе жизни.

Какие услуги ищут пользователи

Чиновники и сами разработали несколько приложений. «Мобильная приемная» (жалобы на дороги, мусор, светофоры), ее установили уже 65 000 раз, мобильный портал государственных услуг (42 000 установок), мобильное парковочное пространство  (где припарковаться в Москве, 31 000 установок), транспорт Москвы (48 000 установок, информация о транспорте, стоимости проезда, штрафах).

Авторы «Открытых данных» рассматривают и данные от самих жителей, например, проект Probok.net собрал данные по «лежачим полицейским», специалисты проверили, сказали, что данные верны, после этого их решили выложить в открытый доступ.

85 интерактивных услуг можно получить в вебе на портале госуслуг Москвы (Pgu.mos.ru). Доступно 380 услуг, по которым доступна информация. 880 тысяч пользователей уже попробовали, как все это работает, заполнено 1,3 млн заявлений в электронном виде на получение услуг, проведено 132 тысячи платежей, оплачено 332 млн рублей.

Самыми востребованными услугами оказались запись на прием к врачу, запись в первый класс, результаты ЕГЭ, бронирование путевок в летние лагеря. Самые популярные сервисы – штрафы ГИБДД, дистанционное образование, поиск такси, проходы и питание в школах.

Имеется в виду возможность подписаться на оповещения о времени прихода ребенка в школу и следить за тем, чем он питается в столовой, через городской портал госуслуг. Такие технологии стали доступны родителям учащихся 218 образовательных учреждений, где уже внедрена система прохода и питания по электронным картам.

Недавно завершилась интеграция электронных дневников, которые используются в образовательных учреждениях столицы, с городским порталом госуслуг. Теперь каждая московская семья сможет настроить бесплатные оповещения об успеваемости ребенка по электронной почте или SMS, независимо от того, предоставляется ли эта услуга программным продуктом, выбранным конкретной школой.

Дневник ребенка можно смотреть через личный кабинет. Родители могут уточнить, что задано на дом и за что получена оценка – за контрольную работу или устный ответ на уроке. Пользователям также доступна информация об успеваемости за выбранный период и результаты итоговой аттестации за четверть. Более 1360 московских школ регулярно ведут электронный журнал.

Цели у правительственного проекта амбициозные – привлечь за год 2,5 млн пользователей, получить 50 тысяч посетителей в сутки и сделать так, чтобы люди возвращались на портал. На очереди три сервиса – запись в детский сад, перепланировка квартиры и запись в спортивные секции. Опыт Москвы, возможно, в скором времени используют и в других регионах страны.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах