К сентябрю правительство намерено утвердить единый стандарт открытости для органов исполнительной власти.
Ответственный за его разработку министр РФ по делам «открытого правительства» Михаил Абызов заявил, что цель этого нововведения — сделать работу правительства «понятной для простого гражданина». «Открытость» станет критерием эффективности работы министерства и будет оцениваться в баллах.
Перевод решений министров на «человеческий язык» (в частности разработка «понятных» сайтов госорганов) — не единственная и не первостепенная задача «открытого правительства». На волне протестных настроений около двух лет назад «сверху» стала внедряться идея «вовлечения граждан в работу институтов власти». «Открытое правительство» (которое сначала называлось «большим» и «расширенным») этим и должно было заниматься.
Заявленная «открытость» правительства использовалась исполнительной властью как ответ критикам: если вы чем-то недовольны, то не ругайте нас, а лучше предложите, как это исправить, мы, мол, открыты для всех.
Правда, что такое «открытое правительство» и как туда попасть, мало кто понимал. Тем более что и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев утверждали, что это не новый госорган, а особая система, которая заставит госорганы работать с учётом мнения граждан. Когда год назад появилась новая должность министра по делам «открытого правительства», назначенного на неё бизнесмена Михаила Абызова в шутку называли «министром без министерства».
Всеобщее внимание новый министр привлёк осенью 2012 года, когда попросил у премьер-министра 1 млрд рублей на работу «открытого правительства».Возник интерес к структуре, которая, не будучи госорганом, требует столько денег. К тому моменту, как Абызов попросил денег, работа «открытого правительства проявлялась в том, что работал сайт, где недовольные правительством граждане могли оставлять свои предложения, а критиков из числа экспертов приглашали на заседания бесконечных рабочих групп.
Изначально предполагалось, что внешние эксперты смогут влиять на работу конкретного министерства. Но сомнения у приглашённых специалистов были уже тогда. На одной из рабочих групп «открытого правительства» эксперт от бизнес-сообщества поделился с корреспондентом «АиФ» своим видением того, как на практике будут выглядеть «открытые министерства». Эффективность работы министерств приравнивается к их открытости для граждан и будет оцениваться через соцопросы референтных групп, а именно, профессиональных сообществ. «Соберут, например, директоров школ и ректоров вузов и спросят, что они знают о работе Министерства образования, взаимодействуют ли с ними чиновники? — пояснял эксперт. — И если чиновники хотя бы раз в полгода пригласили директоров на встречу в министерство, те будут этим безмерно польщены и, конечно же, скажут, что Министерство образования очень открыто и активно с ними сотрудничает». Министерство получит высокую оценку по 10-балльной шкале и будет работать, как прежде, приглашая время от времени на чай руководителей учебных заведений. Результаты сотрудничества оценивать не предполагается.
О том, что эффективность работы правительства будет повышаться таким образом, вслух никто не говорил, но судя по тексту концепции, опубликованной на сайте «открытого правительства» 8 июля 2013 года, слова источника «АиФ» подтверждаются: критерием эффективности действительно являются данные соцопросов референтных групп.
Эксперт по открытым данным Иван Бегтин не исключает, что к «открытости» чиновники будут подходить формально, но скепсис источника «АиФ» разделяет не вполне. Пригласить в министерство можно только московских педагогов, считает он, поэтому «открытость» — это в значительной степени открытость в Интернете. По мнению Бегтина, всё зависит от того, будет ли министерство проводить опрос само или доверит это дело независимым социологическим службам. «Провести опрос среди учёных о деятельности Минобрнауки — да они на последнем месте будут, если не в отрицательном значении», — уверен он.
В любом случае, как будет работать концепция открытости на практике, пока говорить рано. Зато теперь отчасти прорисовались функции нового министерства, а точнее, министра и его команды: формирование имиджа федерального правительства — открытого, прозрачного, эффективного и приятного во всех отношениях.