1980

Что за странные круги в космосе обнаружили учёные?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Международная группа исследователей во главе с астрономами научного агентства CSIRO впервые получила и показала в открытом доступе детальные снимки астрономических объектов, природа которых пока остаётся загадкой для науки. Новые данные позволяют приблизиться к её решению.

Космические образования, получившие название ORCs (Odd Radio Circles - странные радиокруги), впервые были обнаружены в 2019 году. Классифицировать тогда их не удалось. Сначала выявили три кольцевых объекта, позже – ещё два. Их было видно на радиоволновых изображениях определённого диапазона, но изучать было трудно. Астрономы даже не понимали, каков размер кругов и где они находятся: то ли они очень большие и расположены далеко, то ли, наоборот, маленькие и находятся в пределах нашей галактики. Позже стало ясно: ширина странных радиокругов - около миллиона световых лет (в 16 раз больше нашей галактики Млечный Путь). А находятся они в галактиках с активными сверхмассивными чёрными дырами.

Для детального изучения одного из кругов задействовали самый мощный в мире радиотелескоп – MeerKAT. Он расположен в ЮАР и предназначен для поиска редких и трудноопределимых объектов во Вселенной. Телескоп смог получить детализированное изображение объекта ORC1. Оказалось, что у него сложная структура, а внутри - несколько дуг.

Анализируя изображение, учёные выдвинули три гипотезы происхождения странных радиокругов. Согласно первой, это могут быть следы (оболочка излучения) мощного взрыва, произошедшего в центре какой-то галактики из-за слияния двух сверхмассивных чёрных дыр. Причём взрыв, по расчётам, случился около миллиарда лет назад – столько времени понадобилось кольцам, чтобы достичь таких размеров.

По второй версии, эти объекты - мощные струи высокоэнергичных заряженных частиц, которые выбрасываются чёрной дырой в центре галактики. Наконец, третье предположение состоит в том, что кольцевые структуры - это результат ударной волны в процессе образования звёзд.

«Мы знаем, что ORCs - это кольца слабого радиоизлучения, окружающие галактики с высокоактивными сверхмассивными чёрными дырами в их центрах, но мы ещё точно не знаем, что именно вызывает их появление и почему они так редки, - рассказал журналистам ведущий автор исследования, профессор Университета Западного Сиднея (Австралия) Рэй Норрис. - Теперь у нас есть прекрасные изображения одного из этих колец, сделанные с помощью южноафриканского радиотелескопа. Например, он видит небольшое пятно радиоизлучения в центре кольца, которое совпадает с далёкой галактикой. Теперь мы почти уверены, что эта галактика и породила ORC. Мы видим эти центральные галактики и в случае других ORC, находящихся на огромных расстояниях от Земли. Теперь мы понимаем, что эти кольца окружают далёкие галактики, находящиеся на расстоянии около миллиарда световых лет от нас, а это означает, что кольца огромны - они около миллиона световых лет в поперечнике.

Одним из самых больших сюрпризов стало то, что внутри кольца мы увидели несколько изогнутых нитей радиоизлучения. До сих пор мы не выяснили, что это такое. Но мы знаем, что сфера настолько огромна, что поглотила другие галактики, расширившись из центральной. Возможно, нити - это следы газа, оторванные от других галактик проходящей сквозь них ударной волной».

Теперь учёным необходим доступ к ещё более чувствительным радиотелескопам. Дальнейшие исследования помогут выяснить, какая из версий ближе всего к истине, и, возможно, раскроют все тайны странных радиокругов.