Морская осечка
Ракета-носитель «Зенит-3SL» со спутником связи Intelsat-27 стартовала 1 февраля в 10:56 по московскому времени по программе «Морской старт» с плавучей платформы Odyssey из экваториальной части Тихого океана. Запуск закончился аварией - ракета упала в Тихий океан. Вместе с ракетой погиб и ее дорогостоящий груз - спутник связи Intelsat-27. Он создан американской компанией Boeing Satellit Systems на базе платформы Boeing 702MP. Заказчик запуска - международный консорциум Intelsat. Спутник должен был обеспечить связью гражданских и военных пользователей в Северной и Южной Америке, над Атлантикой и в Европе.
Ущерб от неудачи двойной. Это и, как уже говорилось, удар по престижу страны, и крупный коммерческий провал. Одним из главных достоинств российской космической техники всегда считалась ее надежность. Но последние провалы, потери спутников, могут отпугнуть большое количество потенциальных клиентов, которые предпочтут услуги конкурентов.
В причинах катастрофы специалистам только предстоит разобраться. Сейчас существует несколько версий происшедшего: отказ первой ступени, отказ второй ступени, либо причина в сильном волнении моря.
Запуски в рамках программы «Морской старт» неслучайно проводятся из экваториальной зоны – это позволяет выводить на орбиту больший груз при меньшем расходе топлива. Однако для успешного старта необходима устойчивость платформы и отсутствия волнения на море. Как сообщают осведомленные источники, условия в момент старта были близки к критическим, что, возможно, и стало причиной отклонения от расчетной траектории.
Генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что отключение двигателя произошло на 60-68-й секунде полета. Впрочем, информация будет еще уточняться после анализа телеметрии.
Ракета «Зенит-3SL» является российско-украинским проектом, совместной разработкой украинского КБ «Южное» и российского РКК «Энергия».
Нужно отметить, что за время существования проекта «Морской старт» проведено 35 запусков, 31 из которых был успешным, 1 частично успешным, и три закончились неудачей. Со времени последней аварии прошло шесть лет.
Любопытно, что по тихоокеанскому времени, и провал шестилетней давности, и нынешний, пришлись на одну дату - 31 января.
Операция по спасению
В последние годы неудачи в российской космонавтике приняли хронический характер. Самым громким провалом стал запуск межпланетной станции «Фобос-Грунт». Амбициозная программа, которая должна была позволить России вернуться к изучению дальнего космоса, завершилась в самом начале – станция не смогла уйти с околоземной орбиты.
Всего же за последние пару лет, без учета нынешней аварии «Зенита», Россия осуществила семь аварийных пусков, в которых были потеряны десять спутников.
Масштаб неудач в отрасли достиг такого уровня, что недовольство сложившимся положением веще высказал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
К концу 2012 года была разработана масштабная программа "Космическая деятельность России" на 2013-2020 годы. Ее финансирование составит 2,12 трлн рублей, включая внебюджетные источники. Основная задача программы – восстановить пошатнувшееся реноме страны как ведущей космической державы.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин на совещании в правительстве отметил, что системной проблемой российской космической отрасли является несоответствие промышленности новым требованиям международного космического рынка, который за последние 5 лет увеличился с 170 млрд до 250 млрд долларов.
Одновременно вице-премьер Дмитрий Рогозин признал, что ряд предприятий космической промышленности недозагруженные и технически отсталые. В связи с этим уже в 2013 году предприятия отрасли ждет реструктуризация.
Утраченные кадры
На протяжении долгого времени сложности в космической отрасли, как и во многих других, объяснялись недофинансированием. Однако последние неудачи пришлись на период, когда государство неуклонно наращивает финансирование космических программ. В чем же главная причина неудач?
Как говорят специалисты, работающие в отрасли, сегодня Россия пожинает плоды «лихих 90-х».
В тот период отечественная космонавтика боролась исключительно за выживание. Количество пусков и программ постоянно снижалось, уходили специалисты, закрывались перспективные проекты.
Когда же, наконец, государство вспомнило о космосе, выяснилось, что отрасль не может «переварить» те вливания, которые в нее осуществляют.
- Почему провалился «Фобос-Грунт?» – рассказал АиФ.ru ведущий сотрудник одного из космических предприятий, - Потому что мы до этого больше десятка лет не создавали ничего подобного. Если водителя оставить без практики на десять лет, а потом посадить за руль – какова вероятность аварии? Очень высокая! Можно говорить о том, что мы заново учимся строить и запускать такую технику. Когда начался рост количества запусков, то у нас просто стало не хватать рабочих рук. Ведь людей грамотных, профессиональных, осталось мало. Сейчас можно платить хорошие зарплаты, но приходят люди, которые не умеют производить тончайшие операции на сборке. Этому надо учить годы, раньше это передавалось от специалиста к специалисту, а сейчас нет. Мы потеряли главное – кадры. В результате даже самая надежная и проверенная не летит, потому что ее собирают безграмотные люди. Эту проблему сейчас решить очень сложно.
Есть и еще один момент. Когда в отрасль опять пошли деньги, сюда хлынула куча менеджеров. Они не имеют представления о том, как проектировать и строить ракеты и спутники, но отлично знают, как «пилить бабло». Пока власть не прекратит эту анархию и не наведет порядок, никакие самые большие деньги не избавят нас от провалов.