Из-за знакомств в Интернете россияне теряют огромные деньги. Причем чаще всего на удочку онлайн-мошенников попадают доверчивые женщины. Юрист Алексей Бабин рассказал, по какой схеме действуют аферисты.
«Одной из жертв не так давно стала 66-летняя жительница Южного Урала, — рассказывает эксперт. — Она познакомилась на специализированном сайте с мужчиной, который заверил ее, что живет в Европе. В ходе завязавшегося общения ухажер намекнул на то, что не поскупится на щедрые подарки. И уже совсем скоро женщине позвонили якобы из пункта выдачи товаров известной транспортной компании с просьбой забрать посылку».
Но отдавать презент просто так звонившие не захотели. Они убедили женщину, что им пришлось вскрыть «иностранную» посылку, а в ней оказались золотые часы, цепочка, кольцо с бриллиантом и 90 тысяч евро. Поэтому сначала нужно оплатить некую страховку за ценный подарок — целых 400 тыс. руб. Требуемую сумму пенсионерка тут же перевела со своей кредитной карты и с нетерпением отправилась за посылкой в пункт выдачи товаров. На месте выяснилось, что никаких украшений и денег на имя женщины никто не отправлял, а дозвониться до преступников уже было невозможно. Теперь делом о мошенничестве занимается полиция.
«Нужно критически воспринимать любую информацию от незнакомцев, которые обещают по телефону что-то заманчивое, — говорит юрист. — Мошенники могут сулить компенсацию за лекарства, уведомлять о выигрыше в лотереях, возмещении какого-либо ущерба, предлагать оплатить страховку или госпошлину. Почти сразу за этим следует инструкция, согласно которой человек должен перевести некую сумму на незнакомый ему счет. Любое принуждение к манипуляциям с банковскими картами и передаче персональных данных — это один из главных признаков мошенничества».
Арсенал мошеннических схем у киберпреступников постоянно пополняется. Одна из новых уловок — когда аферист представляется сотрудником Соцфонда РФ и предлагает получить перерасчет к пенсии или компенсацию за коммунальные услуги. А для оформления талончика на прием предлагает продиктовать СМС с кодом, которое направляется на телефон. Но вместо обещанного талончика мошенники получают доступ к аккаунту «Госуслуг» или мобильному приложению банка.
Примерно так же работают аферисты, которые говорят, что являются сотрудниками Почты России. За получение посылки из-за рубежа они требуют таможенный сбор. Если человек от посылки отказывается, то мошенники предлагают назвать код из СМС, который якобы позволяет оформить отказ. Но по факту у преступников появляются все данные жертвы, чтобы похитить деньги или взять на чужое имя кредит.