В преддверии Дня пожарной охраны, который отмечается 31 мая, Информационный центр правительства Москвы организовал для СМИ пресс-тур на отдельный пост 51-й специализированной пожарной части на Павелецкой набережной. Здесь пришвартован пожарный корабль «Надежда». Дежурство его команда, состоящая из шести человек, несёт круглосуточно.
Пушистый компаньон
Вместе с сотрудниками навстречу журналистам выходит кошка.
«Знакомьтесь, это Бусинка, наш талисман», — говорит заместитель командира пожарного корабля, лейтенант внутренней службы Вячеслав Ступкин.
Судьба Бусинки могла бы сложиться печально. Три года назад ее, еще котенком, чудом спасли из воды.
«Дежурный обходил территорию, увидел что-то плещется в реке. Достали, выходили. Теперь, видимо, в знак благодарности, приносит нам с суши мышат и крысят», — улыбается Вячеслав Ступкин.
Судно с историей
Бусинка на вызовы не ходит, ждет спасателей в части на суше. А мы вместе с командой отправились в небольшое путешествие по реке. Максимальная скорость, которую развивает корабль — 30 км/ч. Ход плавный, никакого дискомфорта не ощущается.
«Когда мы идем на вызов, все суда нас пропускают. Для нас нет препятствий, проходим под всеми мостами. Поскольку на воде не бывает пробок, к месту прибываем летом максимум за 10 минут, а осенью и весной — за 15. В зимний сезон навигации нет», — поясняет заместитель командира.
«Надежда» бороздит воды Москвы-реки больше 20 лет. Судно было выпущено в 2002 году в Урюпинске на предприятии «Вымпел». И за это время не случалось ни одной серьезной поломки. Раз в пять лет его поднимают на сушу для полного техосмотра. Последний раз проверка была два года назад.
«Все оборудование отечественного производства, так что санкции нам не страшны», — подчеркивает мой собеседник.
«Как корабль назовешь...»
Интересуемся, почему корабль назвали «Надежда»?
«Когда нас привлекают, это означает, что ситуация действительно серьезная. А мы несём надежду людям», — отвечает Вячеслав Ступкин.
Корабль патрулирует акваторию от Северного речного вокзала до Бесединского моста. Но, при необходимости, может отправиться на вызов и в Московскую область.
Установленные на носу, рубке и корме лафетные пожарные стволы позволяют тушить огонь как в автоматическом, так и в ручном режиме. Работу оборудования нам продемонстрировали в рамках пресс-тура. Мощные насосы подают воду под большим напором прямо из реки. При необходимости «Надежда» подходит к берегу вплотную. В секунду поступает 240 литров воды! В машинном отделении расположены два мощных двигателя, дизельный генератор, который на ходу вырабатывает электричество, насосы, баллоны с воздухом, с помощью которого запускается двигатель.
Схватка огня и воды
Последний раз в боевых условиях судно использовали в августе прошлого года, когда горели склады в районе станции метро «Тульская». Также его вызывали на пожары на дебаркадере у Киевского вокзала, теплоходах «Москва-58» и «Москва-90» в затоне «Новинки».
«Корабли горят очень быстро. Бывает, что пожар охватывает все судно за 15 минут», — говорит Вячеслав Александрович. На вопрос о том, в чем причина, отвечает: «У теплоходов, особенно выпущенных в советское время, верхняя часть надстройки выполнена из алюминиевого сплава, а он весьма горючий».
Уточняю, а как с пожарной безопасностью дела обстоят у новых электросудов, которые уже этим летом выйдут на маршрут от Киевского вокзала до парка «Фили»?
«У них высокий класс пожарной безопасности. Вообще весь современный флот строится с применением передовых технологий и учётом всех предыдущих нюансов и замечаний», — отмечает Ступкин.
К слову, наш собеседник работает на корабле «Надежда» уже два года, а раньше был капитаном на пассажирских судах. Водил теплоходы по туристическим маршрутам на Оке и Волге.
В финале беседы спрашиваю, какие моменты в работе для него самые интересные?
«Нравится, когда мы идем по реке, и вокруг все спокойно: нет дыма и огня, — улыбается он. — Самым интересным местом на маршруте для меня является Кремль. Проплываем вдоль кремлевской стены, и гордость охватывает за ее масштаб. Невольно возникает сравнение с величием нашей страны».