Чем могут быть опасны «бесплатные» мобильные игры для детей?
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества проанализировали шесть самых популярных «бесплатных» мобильных игр, рекламируемых в соцсетях, и пришли к неутешительному выводу: они представляют серьезную угрозу для детской психики и родительских кошельков. Выявленные проблемы, по словам экспертов, характерны для большинства мобильных игр.
Какие угрозы обнаружили эксперты Роскачества в мобильных играх?
Во-первых, мобильные игры формируют у подростков механизм зависимости через элемент азарта. А во-вторых, методом психологической манипуляции игрока вынуждают платить в «бесплатной» игре.
Через элемент азарта формируется механизм зависимости, особенно опасный для детской психики, покупки становятся регулярными, зачастую подталкивая даже к противоправным поступкам, говорят в Роскачестве.
Как «бесплатная» мобильная игра выманивает деньги?
В мобильные игры вставляют азартные механики, основанные на случайных шансах на победу. При этом еще на этапе разработки мобильные игры специально проектируются таким образом, чтобы игрок шел до финиша максимально долго, не видя этого финиша, пояснили специалисты Центра.
На первых уровнях игрока заманивают разными подарками и бонусами, но с каждым следующим этапом система будет препятствовать его победе. Чтобы не мучиться, она предложит игроку ускорить прохождение уровней, совершив микротранзакцию — недорогую покупку. Низкие цены снижают у ребенка психологический барьер перед покупкой, а потом ему становится сложнее остановиться. Как отмечают в Роскачестве, часто родители жалуются, что просьба денег на игры превращается в обычное вымогательство, и они не понимают, как с этим быть.
«В конечном счете микротранзакции в играх сегодня доведены до абсурда: вместо того, чтобы получать дополнительные возможности для базовой игры (как это рекламируется), фактически игрока методом психологической манипуляции вынуждают платить в „бесплатной“ игре, просто чтобы продвинуться дальше. На это работает вся механика игры, все написанные для нее тексты, предлагающие приобрести „боевые пропуска“, наборы предметов со скидкой или лутбоксы (коробки, где случайным образом выпадают нужные в игре предметы). К сожалению, пользователи таких игр не всегда замечают, что игра постепенно тормозит прогресс игрока и вовлекает его в схему „жди или плати“», — отметил менеджер проектов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров.
Что предлагает сделать Роскачество по итогам проверки мобильных игр?
Необходимо заняться этой проблемой на законодательном уровне, заявили в Роскачестве по итогам проверки популярных мобильных игр. Так как в России у мобильных игр такого типа отсутствуют возрастные ограничения 18+, несмотря на то, что они подразумевают азартное вовлечение несовершеннолетних и имеют постоянную (и бесконечную) оплату игрового процесса реальными деньгами. Кроме того, создатели таких игр не несут никакой ответственности.
«По сути это легализация казино, выпавшая из поля зрения правоохранительных органов», — считают в Роскачестве.
В связи с этим в ведомстве предлагают:
- установить возрастные ограничения 18+ и предупреждать о наличии элементов азартной игры в главном меню игры;
- разнообразные «ускорители прокачки» также должны быть четко маркированы и расписаны в своих свойствах, чтобы человек понимал, сколько времени у него займет игра без доплаты и сколько с доплатой;
- необходимо пересмотреть текущую систему возрастной маркировки и предупреждений, так как она объективно устарела с 90-х годов.
«Таргетинг рекламы игр с микротранзакциями и другими признаками азартных игр может быть нарушением ч. 1 ст. 5 ФЗ „О рекламе“, согласно которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Так, в прошлом году в британской практике был прецедент запрета рекламы игры, которая не соответствовала основному геймплею», — добавил юрисконсульт отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков.
Источник информации: