Меняя правила
Михаила Федотов: В положении о СПЧ написано, что он не рассматривает обращения с частными жалобами. Но это не значит, что мы выбрасываем обращения граждан (а мы их получаем по несколько тысяч в год) в корзину. У нас нет возможности с каждой жалобой разбираться отдельно, но стараемся помочь. Вместо того чтобы решать людские проблемы, чиновники занимаются пересылкой бумажек. Мы пытаемся помочь людям, меняя правила игры, изменяя законодательство.
Екатерина Барова, «АиФ»: И как, удаётся?
— Вот простой пример. В 90‑е годы были случаи, когда люди получали паспорт, а в базу данных их не вносили. То ли в этот день света не было, то ли сотрудник был... в не очень рабочем состоянии, но так получилось, что паспорт гражданина РФ у человека есть, а в информационных базах его нет. А это значит, что невозможно устроиться на работу, что-то оформить, выехать за границу — ничего! Мы несколько лет добивались принятия закона о паспортной амнистии, сопротивление было очень серьёзное, но нам удалось. 60 тыс. человек сейчас живут спокойно.
— Но многие ваши хорошие предложения — например, по облегчению жизни автомобилистов — не находят поддержки.
— Секундочку! По парковкам и эвакуации мы тему подняли, добились изменений в законе. Да, выиграли не с сухим счётом, но это движение вперёд. Нас часто упрекают — мол, вы бьётесь, а ничего не получается. Но это не так. Взять, к примеру, валютную ипотеку. Люди пострадали страшно. Что мы придумали? Создали рабочую группу, пригласили на её заседание представителей валютных заёмщиков и банкиров. Попросили стороны изложить свои позиции, дали им 10 дней на поиск компромисса. И знаете, прогресс есть. Я понимаю, что мы пытаемся в ручном режиме решать проблему, но лучше так, чем не решать её вообще.
— Хорошо, когда этот режим подкреплён распоряжениями президента. А когда нет, вас слышат в ведомствах?
— Слышат, но не всегда идут навстречу. Каждый шаг даётся с колоссальным трудом.
— Вы говорите, что в СПЧ не начальник, а модератор. Но у вас 60 таких очень разных личностей с противоположными взглядами. Тяжело договариваться?
— Наверное, да. Но мы срабатываемся, лучше друг друга понимаем. Если мы абстрагируемся от политических предпочтений, а больше говорим о конкретных вещах, то разногласия уходят в тень. В мае 2014 г. мы принимали заявление о положении на юго-востоке Украины. Его подписали почти все. Политические взгляды — это одно, а гибель людей, детей, стариков под бомбами и снарядами — другое.
Настойчивых мало
— В одном из интервью вы сказали, что у нас недооценена значимость гражданского общества. Кем? Нами, простыми гражданами, или чиновниками?
— Ну, чиновники тоже граждане, и они тоже пропитаны правовым нигилизмом. Наши люди действительно убеждены в том, что они ничего не могут сделать. А не могут в том числе и потому, что у них нет навыков самоорганизации. Была у нас интересная ситуация в Питере. Два дома друг напротив друга. В одном 5 этажей и 2 подъезда, в другом — 9 этажей и 12 подъездов. И там и там надо было поменять систему водоснабжения. Для этого собственникам жилья нужно провести общее собрание, принять решение, внести очень небольшой процент от всей сметы, и тогда городская власть обеспечивает им ремонт. Споткнулись на этапе собрания. Как вы думаете, в каком из этих домов собрание провели, а в каком — нет?
— Видимо, провели в том, где меньше жильцов.
— Нет! В маленьком доме не нашлось человека с организационными навыками. А в большом такой оказался — настойчивый! Вот нам нужно, чтобы таких людей был не один на 12 подъездов, а 12 на каждый подъезд. Тогда будет настоящее гражданское общество. И мы со многими проблемами разберёмся. Гражданское общество состоит не из организаций, оно состоит из людей, из граждан. А у нас пока организаций много, а граждан мало. Людей беспокойных, которые не только в своей квартире подметают, но и на лестничной площадке. Потому что это мой подъезд, моя улица, моя страна. Подход должен быть хозяйский. Гражданин — это хозяин, а если нет, то он население.