В кадре — из любви к искусству
На съёмочной площадке в холодный осенний день Дмитрий появляется к 9 часам. В это время команда уже готовится к очередной сцене.
Массовки на месте пока нет, людей вызвали к одиннадцати часам. Но не хватает их уже сейчас. Организаторы понадеялись на фанатов сериала: те должны были сниматься с утра, но пришли не все, кто обещал. Помощник бригадира обращается к Диме за помощью — нужно вызвать ещё нескольких человек. В итоге в ожидании актёров-массовиков в роли пострадавших просят сняться первых попавшихся под руку людей. Дмитрия также зовут «постоять» в кадре. Бригадир соглашается, говорит, «из любви к искусству». Денег за это он, конечно, не потребует.
Актёров массовки бригадир ищет через специальные сайты и форумы. Указывает типаж, требования, предъявляемые к актёрам в каждом конкретном проекте — возраст, внешние данные, день и примерное время съёмок.
Заинтересовавшиеся отправляют бригадиру на почту свои анкеты и фотографии. Здесь и начинается работа по подбору. Отсеяв неподходящих людей, Дмитрий обзванивает тех, кто понравился, и приглашает на съёмки. Таким образом, сняться в сериале или кино может практически любой. Главное — подходить по типажу. Перед актёрами массовых сцен обычно не ставят сложных задач. Уже на площадке кого-то могут попросить сказать фразу, что-то сыграть — но это за дополнительную оплату. На проектах Дмитрия массовке платят в среднем около 700 рублей за дневную смену — 12 часов. Ночные смены оплачиваются чуть выше.
Ещё со школьной скамьи Дмитрия тянуло в кино, поэтому участвовал в театральных постановках, представлениях, словом — где только можно было. «Но кино там, где я жил — в городе Балаково, не снимали. Поэтому я всегда знал, что в этом городе не останусь», — отмечает «массовик». По окончании школы Дмитрий поступил на юридический факультет местного вуза. «Это были муки. Я просто там потухал», — вспоминает бригадир студенческие годы. Не получив высшего образования, ушёл в армию. По возвращении — решил покинуть родимый город. Уже в Москве будущий бригадир работал промышленным альпинистом. «Условия были хорошие, деньги тоже. Все говорили — работай и не беспокойся. Но я не мог. Не лежала к этому душа, это было не моё», — рассказывает Дмитрий. Однажды он увидел объявление о наборе массовки в газете. Так он впервые в жизни попал на площадку. Дима хорошо помнит свои ощущения: «Для меня это был дикий шок, меня безумно трясло. Я не знал, что делать, я очень волновался. Наконец-то то, о чём я мечтал, я увидел собственными глазами».
В кино всё решает удача
В тот же день его заметили в толпе и попросили сыграть оперативника в боевой сцене. «Я был, наверное, в состоянии аффекта, но всё отыграл. После этого я понял, что из кино не уйду никогда. Я понял, что должен здесь быть», — делится впечатлениями бригадир. С тех пор — строит карьеру. Дмитрий успел сняться во многих проектах: в массовке, эпизодах, ролях второго плана и даже главных — в ТВ-проектах. «В кино 98 % решает удача и только 2 % — способности, талант, образование», — говорит бригадир. Кстати, по его словам, талантливых людей из массовки режиссёры частенько замечают, берут на эпизоды, а потом и на роли второго плана. «Такое бывает повсеместно. Но пробиться из массовки в главные роли — шансов один на миллион», — считает Дмитрий. Он сравнивает кино с кашей, которой никак нельзя наесться. Бывший актёр массовки теперь ей командует.
Пока операторы, звуковики, «светики», режиссёры и всевозможные ассистенты перебираются на новую точку, Дмитрий идёт в ближайшее кафе выпить чашку кофе — актёров он спокойно оставляет на своих помощников, также опытных бригадиров. Во время минутки отдыха Диме кто-то звонит. Оказалось — жена, с которой он познакомился тоже в кино.
«Мы играли вместе в эпизоде, были партнёрами и говорили целый день, не отрываясь от съёмок. В её глазах я увидел огонёк, такую же заинтересованность в кино, какая была и у меня», — рассказывает Дмитрий. Его возлюбленная — профессиональная актриса. Дмитрий отмечает, что сам активно занимается её продвижением. И ничего зазорного в этом не видит, ведь жена, по его словам, гениально играет. «Плохо, когда пытаются протащить куда-то «своих», но бесталанных», — комментирует бригадир.
«Я не на площадке, я в кино»
Возвращаемся на площадку. По дороге к герою репортажа подходят помощники и актёры массовки. Возникающие вопросы Дима решает спокойно, с улыбкой. Что, вероятно, очень полезная способность для кино. «Ко всем людям можно найти подход, даже к самым капризным. Все проблемы можно решить», — со знанием дела заявляет бригадир. Сейчас он в основном занимается урегулированием финансовых вопросов, касающихся массовки. А это — всегда острый вопрос для продюсеров: денег в российском кино обычно не так много, на учёте — каждый рубль.
Теперь на съёмки Дима попадает не каждый день. Есть и другая сторона работы — отбор заявок. Так, у компьютера — с мышкой в правой руке и телефоном в левой — может пройти весь день, который иногда начинается около пяти утра и заканчивается после полуночи. Но сегодня — день из тех, что проходит на площадке. Хотя сам бригадир такого выражения не любит. «Я не на площадке, я в кино», — говорит он. Здесь Дмитрий регулирует работу своих помощников и организует массовку.
Актёров нужно встретить, привести к месту съёмки, объяснить их задачу и следить за тем, чтобы они выполняли требования режиссёра. В то же время бригадир заботится о том, чтобы и массовики были довольны — не мёрзли, не голодали, не попались под горячую руку разнервничавшихся членов съёмочной команды. «Работать с людьми всегда сложно. Ведь здесь имеет место человеческий фактор. Кто-то недоволен, хочет уйти домой, не слушается в кадре, ругается с костюмерами. Бригадиру приходится постоянно бегать, быть на связи, решать конфликты», — рассказывает Дмитрий.
Поговорив со встретившимися на пути людьми, бригадир спускается на цокольный этаж заведения в центре Москвы, где снимают кровавую сцену сериала. По дороге на тумбочке можно заметить пару рядов раций. С помощью них общаются члены съёмочной команды. От автобусов протянуты толстые провода, питающие камеры, свет и другое съёмочное оборудование. В автобусах — генераторы.
Дмитрий заходит в помещение, где актёры массовки пока сидят в ожидании вызова на площадку. В это время бригадир вместе с помощниками разбирается с документацией — договоры с актёрами, заполнение ведомостей. Казалось бы, творческая работа — в кино — не лишена бумажной волокиты.
Неподалёку, на барной стойке клуба, отданного под съёмки, расположились одни из главных инструментов бригадира массовки — ручка и записные книжки с телефонами и именами актёров.
«Массовка — душа кино»
Их, кстати, Дмитрий Стариков очень уважает и ценит. С сожалением отмечает: в российском кино массовке уделяют мало внимания. Из-за этого, по словам Дмитрия, на съёмки могут попасть случайные люди, безответственные, нетрезвые, неадекватные, неподходящие по типажу. Что, естественно, затормозит съёмочный процесс. Бригадир считает, что нужно не жалеть денег на массовиков и хороших организаторов, тогда и на заднем плане будет «происходить драма». «Массовка — это душа кино, это сама атмосфера фильма. Нет массовки — нет фильма. Это уже театр одного актёра. Не получится снять кино без массовки. Продюсеры часто этого не понимают и откладывают набор массовки на самый последний момент», — говорит Стариков. Ведь массовка — это прохожие, офисные сотрудники, полицейские и бандиты, бомжи и болельщики — все, кто наполняет пространство фильма. Они не должны быть случайными.
Кстати о кино: после перерыва на обед съёмки в полном разгаре. Актёры массовых сцен под руководством режиссёра уже в кадре.
«Техника не выдерживает, не то что люди»
Дмитрий не выпускает из рук телефон и часто уходит с площадки. За время съёмок бригадир успел решить вопросы с утверждением актёров на несколько других проектов, которые он курирует. Под его руководством утвердили двойников известных политических деятелей на исторический фильм. «Телефоны у меня уже на грани — и один, и второй. Техника не выдерживает, не то что люди!» — восклицает собеседник.
Тем временем смена (рабочий день съёмочной команды, в том числе и бригадира) подходит к концу. Актёрам массовых сцен выплатили гонорары, все расходятся. Дмитрий остаётся, чтобы обсудить с помощниками работу за сегодняшний день. Но и после этого не торопится отдыхать. «Дома буду заниматься своей базой, подбором актёров на будущее. Между делом, когда голова уже опухнет, посмотрю серию одного из моих любимых сериалов — «Бродчерч», например. На него я даже сам сделал трейлер», — отмечает Дмитрий Стариков.
Выходные в кино — роскошь. Если день свободен на одном проекте, то будет занят на другом. За три года Дмитрий ни разу не бывал в отпуске, а за прошедшее лето даже не загорел. Но по этому поводу бригадир не расстраивается. «В кино я, как рыба в воде. Несмотря на физическую усталость — 12 часов на ногах, моя душа отдыхает. Я получаю огромнейшее наслаждение от возможности прикоснуться к тому, что нравится», — резюмирует Дмитрий.